Керамика

Декоративно-прикладной раздел представлен кера­микой Т. Нечаевой, Р. Салимгареева, В. Кузнецовой, М. Тарана и В. Николаева. Сама природа прикладного искусства обуславливает существование в нем собственно национальных интонаций. Об­разные характеристики произведений башкирских мастеров скла­дываются под воздействием влияния фольклора разных народно­стей.

Ко времени начала работы Т. Нечаевой в фарфоре и керамике образный мир и художественные принципы уже сложились в её живописи, скульптуре. Опыт работы в этих видах искусства опре­делил особенности языка и декоративно-прикладных работ Чувст­вование национального характера, остро подмеченные особенно­сти культуры башкирского народа выявились и в фарфоре, и в ке­рамических пластах монументального значения. Фарфор Нечаевой экспрессивен в эмоциональном содержании, динамичен в ритми­ческой пластике форм. Это – маленькие сюжетные рассказы («Кураист», «Танец трех братьев», «Первая скрипка на селе»), стили­стика которых сложилась в 50-е годы: реалистические образы, традиционная пластика, окрашенная ярким темпераментом и оп­тимистическим мировоззрением художника. Керамические пласты Нечаевой – явление уникальное Мощный живописный темпера­мент мастера обеспечил монументальное прочтение их образов.

Проблема возрождения национальных традиций нашла в твор­честве мастеров декоративно-прикладного искусства разные формы воплощения. Башкирское народное искусство не имеет гончарных традиций в силу специфики исторического развития. Глину в изделиях прикладного назначения заменял более доступ­ный материал – дерево. Это и явилось причиной отсутствия в со­временной башкирской керамике тех черт, которые характеризуют цельность и самобытность этого явления. С другой стороны – не­однородность национального состава авторов, каждый из которых наследует традиции своего народа, позволяет заметить богатство оттенков многонационального искусства Башкортостана.

В творчестве Р. Салимгареева ретроспективные сюжеты баш­кирской темы даны в современной трактовке формы. Он охотно обращается к изображению старой Уфы в горельефах напольных ваз и росписи блюд, создает крупные объемы с национальной сим­воликой.

А изученность традиций русской деревянной скульптуры, гли­няной игрушки и вышивки оригинально проявилась в творчестве В. Кузнецовой. Образы её работ – символы славянских и христи­анских верований и жители российских деревень. В её искусстве, исходящем больше от скульптурного начала, нежели от приклад­ного назначения керамики, объемы принимают монументальность форм, тяготея к станковизму декоративно-прикладного искусства.

Скульптурное начало определяет и специфику творчества В. Николаева, автора в основном анималистической керамики. Его работы декоративны в цвете и в специфической обработке поверх­ности форм, в результате чего реальные образы обретают фанта­стическое звучание и это становится художественным почерком автора.

М. Тарану импульсом в формообразовании тоже служит при­рода. Но он создает не скульптурные образы, а, скорее, образные объемы. В его керамических сосудах узнаются то птицы, то жен­ские фигуры, то кентавры. Он редко пользуется декором, а если и прибегает к нему, то лишь для того, чтобы чуть дополнить образ. В округлых формах иногда отдаленно угадывается воздействие ук­раинской керамики, но автор вовсе не ставит специальной задачи обнаружить связь с фольклором. Работы художников-керамистов — яркое свидетельство национального многообразия культуры рес­публики. (И. Оськина.)

Обивка дверей

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий