Алдар и Зухра

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Сказание «Алдар и Зухра» начинается с по­вествования о том, как Аллабирде, избранный Баш (головою) от нескольких аулов, овдовел, лишился трех сыновей и впал в уны­ние. Соседи и друзья старались его утешить, предлагали ему в жены своих дочерей, но он, ссылаясь на старость, отказывался от их предложений.

Однажды в надежде развеяться от грустных мыслей, Аллабирде выехал в степь. Неожиданно он встретил незнакомого ему батыра, который, обратившись к нему по имени, сказал, что он знает при­чину его печали, и дал совет вернуться в кочевье к сородичам. Ал­лабирде вернулся в кочевье, где его родственники сообщили ему, что в горах Ирандыка живет благонравная, трудолюбивая вдова Зухра, которая была бы ему достойной женой. После долгих уго­воров Аллабирде с Елкибаем отправились к кочевью Зухры. Пре­одолев ряд сказочных трудностей, они доехали до её кочевья. На следующий день Елкибай в роли свата рассказал Зухре о цели их приезда. На это Зухра ответила: «Прежде, нежели я соглашусь, выслушайте мою повесть» и начала рассказывать гостям о своей жизни. Далее все сказание построено в форме рассказа-монолога Зухры о своей жизни.

Отец Зухры не имел сына, а дочь все более нравом старалась походить на мужчину. Она оставила свой женский наряд: «Длин­ные свои волосы обертывала кругом головы, а на голове носила шапку мужскую, так же как и одежду, на джиинах же никогда не схватывалась со своими сестрами, презирая их слабость, а бывала всегда среди батыров и молодых людей. Силою и проворством моим принудила их бояться себя и почитать. В звероловстве была у них вожаком, и где более было опасности от хищных зверей, там видели меня впереди».

Женихи не сватались к ней, более того, боялись её. И всё же ей хотелось выйти замуж. И вот однажды по аулам разнесся слух о некоем прорицателе. Зухре захотелось узнать от него о своем бу­дущем, и она на добром коне выехала на его поиски. Преодолев ряд препятствий при помощи загадочной плети, подаренной ей на пути к прорицателю одним таким же загадочным незнакомцем у устья Ак-Идели, она встретилась с одним престарелым стариком. Старик-прорицатель рассказывает о событиях, связанных с паде­нием Казанского ханства и башкирскими восстаниями и предска­зывает будущую судьбу Зухры: «Батыр-кыз! По приличию тебе дано сие имя, ибо ни единого из мужей лесного вашего народа нет тебе равного ни в силе, ни в храбрости, ни в проворстве». Сужен­ного же она встретит «по ту сторону уральских гор живущего, почти равного тебе летами, равного мужеством, силой и проворст­вом с тобою. Ты его полюбишь, оставишь дом отца своего…».

Далее Зухра рассказывает о своей встрече с Алдаром, батыром семиродцев, который поведал ей, какими судьбами он оказался у устья Идели. «Имя мое Алдар, — начал он свой рассказ, – я счита­юсь батыром и наездником между нашими семиродцами… Акса­калы наши, желая каждый принять меня к себе в родство, предла­гали мне в замужество красивых своих дочерей, но я отговари­вался от женитьбы, а принудить меня к тому было некому, ибо отец и мать мои оставили меня еще в малолетстве».

Однажды к аксакалу семиродцев Айсюлю, именуемых в сказа­нии степным народом, приехал гость из лесного народа. Удивлен­ный удальством и проворством батыров из Яика, он рассказал Ай­сюлю и Алдару о Зухре. «А есть у нас, – говорил он, – в кошу из почтеннейших наших стариков Кидряса девка, его дочь. Одарена она такою силою, смелостью и проворством, что ни один из наших средолетних, ни молодых батыров с нею не смеют ни в борьбе, ни в стаскивании с коней, ни в стрелянии из лука… Красота её равня­ется её храбрости, и она от всех наших родов прозвана батыр-кыз».

Рассказы об удалой девушке вскружили голову Алдару, и он, получив благословение от одного из аксакалов-родственников, пустился в путь в поисках кочевья Кидряса, на берегу Кандрыкуля. Подъехав к кочевью Кидряса, Алдар увидел плачущих Кидряса и его жену. «Народ лесной в печали, а я наиболее, – сказал он Ал­дару. – Молодые наши батыры лишились вожака в звероловстве, а я с женою лишился милой мне дочери батыр-кыз».

Погостив у Кидряса немного, утром с восходом солнца Алдар пустился на поиски Зухры. Вскоре они встретились и вместе вер­нулись к кочевью Кидряса. Обрадованный Кидряс собрал множе­ство гостей из многих родов и устроил большие празднества со скачками, поединком батыров, во время которых Алдар и Зухра были объявлены равными друг другу в силе и проворстве. Один из аксакалов, престарелый Балтас, взяв Кидряса за руку, сказал: «Старый мой друг Кидряс! Нельзя лучше найти жениха твоей до­чери, как Алдара, а ему лучше невесты, как твоя батыр-кыз». Тогда по решению народа и аксакалов состоялась их схватка. Они побо­ролись в снятии одного из них с седла скачущего коня. «Уже пус­тили мы коней своих и схватили друг друга за пояс, – рассказала об этом Зухра Аллабирде и Елкибаю и продолжила: -Я пытаюсь его отделить от седла, но он был, как прикован, равно и он не мог меня отделить. И уже подскакивали мы к сидящим аксакалам, как Алдар с такой силою поднимает меня, что подпруги у седла моего лопнули, и конь мой остался на свободе. Алдар, держа меня за ку­шак на воздухе, как орёл малую птицу, с удивительной легкостью скакивает с коня и ставит меня рядом перед отцом моим, держа еще за кушак. Признаюсь вам, дорогие мои гости, что я от стыда и удивления упала бы, если бы он меня не держал». Тогда на вопрос Алдара: «Моя ли теперь, любезная батыр-кыз?» ей оставалось только ответить: «Твоя, конечно».

Три дня в ауле Кидряса продолжались свадебные пиршества, где «борьба, стаскивание с коней и стреляние из луков продолжа­лись до самой ночи». После свадьбы Алдар и Зухра в сопровожде­нии своих многочисленных спутников выехали в родное кочевье Алдара к Яику. Сказание заканчивается повествованием о встрече Алдара со своими соплеменниками.

В сказании «Алдар и Зухра» нашли широкое отражение обще­ственная жизнь, нравы, обычаи и традиции, знания и верования не только семиродцев, которые именуются степным народом, но и лесных башкир, населявших территорию современной централь­ной и северо-западной Башкирии. В сказании действие разворачи­вается на огромной территории: на берегах Агидели, Яика, Канд- рыкуля, Чолмана (Камы). Здесь мы видим славных батыров Сак- мара, Кармасана, Караидели, Бири, Иртыша, Уила, представителей болгар, ногайцев, каракалпаков и др.

Идея укрупнения и объединения башкирских племен в сказа­ний «Алдар и Зухра» получает свое дальнейшее развитие. В нем мы видим процесс объединения башкирских племен в единую на­родность.

В этом плане глубокий идейный смысл имеет брачный союз ба­тыра лесного народа Зухры и батыра степного народа Алдара, ко­торые выступают представителями не только одного племени, но прежде всего двух этнических групп, каждая из которых является крупным межплеменным объединением. Поэма от начала и до конца пронизана идеей сплочения башкирских племен, воспевает их мирную жизнь и дружбу между народами, утверждает идеалы справедливости. В сказании повествуется о времени, когда меж­племенные распри, войны стали историей, которую можно услы­шать только из уст седобородых аксакалов. Покушение на дружбу, на мирную жизнь племен расценивалось как самое большое пре­ступление перед народом.

«Алдар и Зухра» – сложное, местами противоречивое эпичес­кое сказание. Наряду с мастерским описанием социально-бытовых эпизодов в произведении видное место занимают фантастические и мифологические образы, в которых нашли отражение древней­шие человеческие представления. Таков, например, мотив борьбы батыров с различного рода чудовищами.

Очень древний в сказании мотив единоборства между предста­вителями разных полов: во всех родах лесных башкир батыр-кыз Зухра в борьбе не имела себе равных, а поединок с Алдаром пока­зал, что в силе и ловкости они равны. Следует подчеркнуть, что борьба полов в сказании не только имеет ритуальный характер, но и выполняет большую идейно-эстетическую функцию. Этот мотив – отголосок матриархата.

Сказание «Алдар и Зухра» служит ценным историко-этногра- фическим источником. Оно содержит в себе большой фактический материал о хозяйстве, материальной и духовной культуре, общест­венных и семейных отношениях (жилища, пища, празднества, роль аксакалов в общественной жизни, взаимоотношения между ро­дами, семейные обычаи, поверья).

По глубине идейной проблематики, художественно-вырази­тельному совершенству сказание «Алдар и Зухра» относится к числу лучших творений, созданных башкирским народом. Оно воспевает единство и братство, мир и дружбу между народами, сохраняет и в наши дни большую эстетическую и воспитательную ценность, занимает достойное место в духовной культуре башкир­ского народа. По С. А. Галину.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий