Медресе «Гусмания»

25.05.2010 | Категории: Образование

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Медресе «Гусмания» было основано в Уфе в 1887 году. Школу открыл прибывший в Уфу для несения службы в должности ахуна 1-й со­борной мечети Хайрулла Усманов. Впоследствии школа была названа в его честь. Сперва медресе находилось в здании на левом углу улиц Пушкина и Воровского (бывшей М. Ильинской). Здесь учились дети мусульманского населения Уфы и Уфимского уезда. Дети, приехавшие из деревень, жили в общежитии за небольшую плату.

В 1892 учебном году медресе переехало в здание на современной улице Ту-каева (бывшая Фроловская). Оно находилось под постоянной опекой служителей 1-й соборной мечети и в эти годы являлось чисто духовным учебным заведением. В стенах медресе готовили будущих мулл. Шакирдов обучали канонам исламской религии и языкам: арабскому и фарси.

Медресе ГусманияВ 1895 году в итоге проведенной реформы медресе, наряду с подготовкой мулл, начинает также подготовку учителей. Вводится новый метод обучения «Усули джадидд». В подготовку и в проведении реформы в медресе значительный вклад внесли миллионеры Хусаиновы из Оренбурга. С их благотворительной помощью в 1845 году в доме ахуна Хайруллы Усманова была открыта школа для мусульман­ских девочек. В это время медресе имело 8 зданий, обучалось в нем 500 человек. Именно в эти годы популярность медресе «Гусмания» значительно возросла. В его стенах учили самую первую азбуку (Алифба), написанную для детей башкир и татар, живущих в России. Её написал учитель этого медресе Кашшаф Жданов. В те же годы для шакирдов 5-7-х классов ахуном X. Усмановым был написан учебник «Сарфы лисани гараби» (морфология и синтаксис арабского языка). Симпатии башкир и татар к медресе «Гусмания» возросли особенно после того, как в медресе был введен курс русского языка. Преподавателями русского языка были назначены Идиятулла Еникеев и Гумер Терегулов. В этот период медресе «Гусмания» окон­чило значительное количество будущих учителей, поэтов, писателей. Впоследствии многие из них стали известными людьми в деле просвещения и воспитания детей и молодежи. Среди них – учителя Загир Утяшев, Зия Камали, врач Барий Усманов (сын X. Усманова), артист Габдуламин Зубаеров, бывший директор Книжной па­латы М. Амиров и другие.

Основатель медресе Хайрулла Усманов мечтал расширить медресе и превра­тить его в светское учебное заведение для массовой подготовки учителей. Старое помещение медресе было непригодно для этой цели. Строительство нового камен­ного трехэтажного здания медресе с двумя флигелями,начавшееся в 1904 году, завершилось к началу 1906/07 учебного года. Медресе «Гусмания», переехавшее в новое здание (ныне ул. Тукаева, 39), продолжало заниматься по старой программе подготовки учителей для начальных классов (мугаллимов) и для медресе (халифов).

Гак произошло потому, что против новых взглядов X. Усманова активно выступили влиятельные круги татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Янтуриным.

Дух бурных революционных событий 1905 года проник и в спокойную атмо­сферу медресе «Гусмания». Часть шакирдов и халифов начинает общаться с мест­ными революционерами. Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов старались знако­мить шакирдов с внешним миром, событиями, происходящими вне стен медресе. Пишутся пьесы, организовываются постановки спектаклей. В стенах медресе начи­нают выпускаться журналы: литературно-полигический «Иттифак» под редакцией Зия Уммати, сатирический «Чеметкеч» под редакцией М.Амирова и X. Каримова. Группа интеллигенции (С. Янтурин, Б Назиров, Зия Камали), мечтающая открыть высшее учебное заведение, покидает «Усманию» и организовывает медресе «Га-лия». А другая группа (Л. Хакимов и его соратники), не соглашаясь реформатор­ским духом, обитавшим в «Усмании». оставляет её стены и открывает медресе «Хакимия» с целью внедрения там методов обучения бухарских медресе.

В 1907 году, после смерти основателя медресе Хайруллы Усманова, во главе медресе становится имам-хатыб 1-й соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С этого времени медресе в какой-то степени теряет свое прежнее значение и снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов постепенно уменьшается. В 1914 году в медресе обучалось 180 человек.

Медресе делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), 1-й (рушди) и 2-й (игдадия).

Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как и в русских учеб­ных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические карты. В программе по географии были общие сведения о частях света, географии России и европейских государств, математическая география с астрономией. Но центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько хорошо, что окончившие медресе могли свободно читать на нём книги и газеты, только говорить затрудня­лись за отсутствием практики.

Позднее в медресе возникает идея преобразования его в татарскую националь­ную гимназию. Носителям этой идеи (С. Максутов, И. Алкин, И. Биккулов) во главе с Ж. Абызгильдиным и казыем 1-й соборной мечети Г. Сулеймановым удалось её осуществить только в 1918 году (с началом чехословацкого мятежа). Директором национальной гимназии, которая размещалась в здании медресе «Гусмания» до июня 1919 года, был Закир Шакиров.

После освобождения Уфы от колчаковцев национальная гимназия была реорга­низована в школу-коммуну. Здесь воспитывались и обучались дети-сироты, поте­рявшие своих родителей во время гражданской войны. Это была четырехклассная начальная школа с обучением детей по программе советских начальных школ.

После окончания 1921/22 учебною года школа была преобразована в открытую советскую начальную школу, куда принимались все желающие дети башкир и та­тар. Школа была названа именем революционера-большевика Хусаина Ямашева (1882 -1912). Директором школы-интерната был назначен Исмагил Ишмухаметов, завучем – Кашфи Мустафин. В 80-е годы в здании медресе размещался факультет повышения квалификации Башкирского государственного педагогического инсти­тута. Сейчас в этом здании находится средняя школа.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий