Зайнаб Биишева

17.07.2010 | Категории: Башкирская литература

Все примечательно в этой женщине, и жи­вые тёмные с молодым блеском глаза, и энергичные жесты, всегда сопровождающий ее творческий порыв. Зайнаб Биишева – извест­ная писательница Башкирии, творчество которой стало подлинным достоянием народа. Ее произведения изучаю 1ся в школах, на фи­лологических факультетах университетов и педвузов. Она лауреат премии имени Салавата Юлаева, неоднократно отмечена прави­тельственными наградами. Вышедшая из глубин народных, она всем своим творчеством служит народу.

Талант Зайнаб Биишевой богат и много! ранен: она является прозаиком, драматургом, журналистом, переводчиком и поэтом. С полным основанием она могла могла сказать о своей жизни:

И радости, и горечь испытала,
И не жалею ни о чем земном…
Но жизнь любить и жаждать не устала,
И не спешу забыться вечным сном…
Жизнь это труд и непрерывный бой.
Борьба за честь с несущими бесчестье.
Я в мир пришла, чтоб жертвовать собой,
А не пощады ждать на лобном месте’

(Перевод Г. Молодцова)

Произведения Зайнаб Биишевой известны и русскому чита­телю. По нескольку раз издавались переводы ее повестей «Странный человек», «Будем друзьями», «Кюнхылу», романы «Унижен­ные», «У Большого Ика», «Емеш» – составляющие трилогию «К свету».


Родилась Зайнаб Биишева 15 января 1909 года в ауле Туембетово Кугарчинского района Башкирии в безземельной крестьян­ской семье. Отец ее, сельский учитель, человек передовых взгля­дов, прививал детям любовь к литературе, к устному народному творчеству, воспитывал в них чувство человеческого достоинства. Чтение осталось любимым занятием Зайнаб на всю жизнь.

Зайнаб рано осталась сиротой. Когда ей было три года, у нее умерла мать, а когда ей исполнилось одиннадцать, не стало отца. Но молодая Советская власть не дала почувствовать ей тяготы си­ротства: окружила заботой, дала ей возможность учиться. С IV класса Зайнаб начала писать стихи и маленькие рассказы. Первый школьный учитель Тукаев Султан-Гарей увидел в маленькой Зай­наб будущего писателя. И в жизни своей она старалась оправдать эти надежды. Увлечение литературой продолжалось и в Институте народного образования в Оренбурге, куда она поступила учиться.

После его окончания Зайнаб Биишева работает учительницей в башкирском селе Темясово Баймакского района, затем ее перево­дят в Уфу, где начинается ее редакторская деятельность. Она рабо­тает редактором журнала «Пионер», затем в Башкнигоиздате, в радиовещании для детей и юношества, в областной газете.

В 1930 году в башкирском журнале «Октябрь», (ныне «Агидель») был опубликован ее рассказ романтического содержания «Среди водопадов», который можно считать пробой пера, началом творческою пути писателя.

Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием, выпавшим на долю страны и народа. В эти годы она очень много работает и окончательно – утверждается как писатель. В 1942 году вышла ее первая книга «Мальчик – партизан». Эта повесть легла в основу инсценировки «Дружба», поставленной в годы войны в Башкирском академическом театре. В ее произведениях этих лет большое место занимают образы женщин — героических тружениц тыла. Героини ее повестей «Кюнхылу», «Гюльямал» заменяют в колхозах мужей, ушедших на фронт, и делают все, чтобы обеспе­чить фронт хлебом и продовольствием.

В годы войны Зайнаб Биишева проявляет себя и как перево­дчик. Она переводит на башкирский язык произведения русских классиков, изучаемые в школе: рассказы Л. Толстого, М. Горького, А. Чехова, повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», И. Тургенева «Бежин луг», А Гайдара «Тимур и его команда», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и многие другие.

После войны Зайнаб Биишева заявляет о себе как художник многогранный и многожанровый. Она пишет повести, рассказы, стихи, работает над драматическими произведениями. Ее пьесы «Гульбадар», «Волшебный курай», «Дружба», «Обет» с успехом ставились, на сценах Башкирского академического и других теат­ров страны.

Широкую известность получили ее повести «Странный чело­век», «Думы, думы. .», «Где ты, Гюльниса?», а также романтиче­ски-философские произведения «Любовь и ненависть», «Мастер и подмастерье».

Трилогия «К свету» Зайнаб Биишевой – итог долголетнего творческого труда и глубоких раздумий «о времени, о жизни» На­чало работы над первым романом «Униженные» относится к 1950 году, затем создается вторая книга – «У Большого Ика», третий роман трилогии – «Емеш» был закончен в 1967 году.

В трилогии 3 Биишева показала себя мастером эпического ох­вата действительности В центре произведения судьба народа и родины в напряженные переломные моменты истории Действие трилогии охватывает годы перед первой мировой войной, события Великого Октября, гражданской войны, период бурного строи­тельства, коллективизации, созидания новых общественных отношений.

Одной из главных героинь трилогии является Гульемеш. Именно этот характер объединяет многие сюжетные линии трило­гии. В образе Емеш бесспорно заключены автобиографические черты, но в то же время 3. Биишева сумела показать в своей ге­роине типичную судьбу женщины из народа, для которой револю­ция открыла самые широкие возможности для развития интеллекта и творческих способностей

В повествовании нашло свое яркое выражение любовь писа­тельницы к народу. Она сумела раскрыть глубину его внутреннего мира, ею прекрасные душевные качества, сумела представить бо­гатый мир народного творчества. Все произведение проникнуто идеей дружбы башкирского, и русского народов. Нигде писатель­ница не отделяет судьбу своего народа от народа русского.

Действие романа «Униженные» начинается в канун первой ми­ровой, а заканчивается в начале гражданской. В центре повество­вания судьба семьи бедняка Байгильде из аула Исанбет. С первых страниц писательница вводит читателя в мир бедных и богатых. Аулом заправляют мулла Ахмадулла, Кормошбай и их прислужники. Они нещадно эксплуатируют бедняков, лишая их самых не­обходимых средств существования. Со страниц романа встает на­род хотя и униженный, но непокорный, творческий, трудовой.

Роман густо населен героями. Перед нами вереницей проходят самые различные представители народа – свидетели и участники событий первой мировой войны, Октябрьской революции.

Тяжело складывается жизнь Байгильде. Страдает от болезни жена Сагура. Вмешательство муллы Ахмадуллы ускоряет ее ги­бель. Бедняка Байгильде, выступившего против социальной несправедливости, вместе с детьми высылают из аула, и он переез­жает в аул Ильсегул, где живет его будущая новая жена – Сарбиямал, одурманенная жаждой к деньгам.

Жизнь бедняков в ауле Ильсегул также тяжела и безрадостна.Здесь, как и везде, бедняков притесняют. Это мулла Габбас, старшина Собхан, их сынки и прислужники.

Но народ выдвигает из своей среды смелых и мужественных борцов, таких как Хаммат, легендарный правдоискатель Хабир, погибший от руки своего брата муллы Габбаса и старшины Собхана.

Любовь и симпатии народа вызывает образ прославленного кураиста и импровизатора Тимербая. В нем воплощены народные творческие силы. Не случайно богатеи преследуют Тимербая и, оклеветав, сажают в тюрьму.

Тимербай – подлинный художник, воспевший наступление но­вого времени в своих песнях, в ленинском портрете, созданном из просяных зернышек, который описан в романе как подлинный ше­девр искусства После гибели Тимербая этот портрет Иштуган по­весил в школе как священную реликвию.

Новые революционные веяния задевают и сферу личных отно­шений. Красавица Айхылу не покоряется воле родителей, не вы­ходит замуж за сына богача Собхана Хатыбала, а бежит в день свадьбы со своим возлюбленным Иштуганом, и они впоследствии вместе вступают в ряды Красной Армии.

Как страшная трагедия народа описана в романе мировая война: «Народ бедствовал… Горе, как прожорливая безжалостная птица, махая черным крылом, садилось на крышу то одного, то другого дома. Семьи получали короткие весточки, «тяжело ранен», «попал в плен», «погиб», «пал за отечество» И навеки безутешное, неизбывное горе охватывало сердца. Люди становились молчали­вей и ожесточеннее . »

И в эти черные дни надежды народа связаны с новыми поня­тиями «большевик», «революция». Идеи большевиков проникают в народное сознание. Конечно, революция не сразу изменила жизнь в ауле Ильсегул. Разгорается ожесточенная классовая борьба. Объединяются кулаки, баи и их сынки Ахмегша, Хатыбал, Хуснулхак. Но им противостоит другая сила – вернувшиеся фрон­товики Тимербай, Никита, Байгильде, к которым примыкает моло­дежь – Иштуган и Ахат; тянутся к ним и совсем юные башкиры Байрас и сын Никиты – Алешка. Организуется огряд красных дру­жинников. При схватке с белыми погибает Байгильде.

Сила романа «Униженные» в его многогранности, многопроблемности, в художественной цельности, в полноте созданных ха­рактеров.

3. Биишева любит природу – степь, луга, родную реку – Боль­шой Ик, который является свидетелем радостей и горя народного. На его берегах проходят праздники, народные гуляний. Берега Большого Ика становятся ареной ожесточенных битв в годы граж­данской войны.

Большое место в романе отводится изображению мира детства, раскрытию формирования характера главной героини трилогии -Емеш.

Дети, как и взрослые – не только свидетели, но и участники происходящих событий. На детей ложится немалая тяжесть труда в семье, они видят социальное неравенство. Но несмотря ни на что, детский мир прекрасен и неповторим. Как увлекательны игры башкирских детей! В них отголоски живой истории народа, в них много движения, песен, танцев. Игры детей часто копируют жизнь и быт взрослых, передают их сложные взаимоотношения. Огром­ные творческие и интеллектуальные силы народа нашли воплоще­ние в образе Емеш. Много испытаний выпало на ее долю: смерть матери, жизнь в доме жестокой мачехи Сарбиямал, гибель отца и старшей сестренки Янеш. Но это не согнуло героиню. С первых страниц романа Емеш проявляет силу воли, непокорность ударам судьбы, жизнестойкость.

Воспитанная на произведениях народною творчества, Емеш тонко чувствует слово, красоту народной музыки. Девичий музы­кальный инструмент кумыз, который ей подарила подружка Шаура, радует ее. Вдохновенно исполняет она на нем прекрасные грустные мелодии. Много раз тяжело болеет Емеш, но всегда ос неукротимая любовь к жизни, природе, поэзии побеждает болезни. Сила героини в ее твердости, несгибаемости. И здесь у Емеш много общего с самой писательницей, которая писала о себе в своем раннем стихотворении: «Говорят мне: невестка, не пой. А ч пою несмотря ни на что. У меня в груди много песен. Если я не буду петь, то соловьи петь не станут и солнце не будет светить! Ведь в песнях моих счастье мое!»

Логическим продолжением «Униженных» является роман «У Большою Ика». Оба произведения объединены героями и собы­тиями гражданской войны, которые и являются стержнем повест­вования. Роман приобретает черты историко-революционного произведения События гражданской войны в Башкирии соотно­сятся с событиями в стране, показана крепнущая дружба башкир­ского и русского народов, скрепленная общей борьбой.

В центре произведения – жизнь и борьба башкирского народа. Знакомые нам аулы Исанбет и Ильсегул охвачены гражданской войной. Долины Большого Ика – свидетели трагических и драма­тических событий борьбы башкирского народа.

“Писательница заставляет своих героев пройти школу борьбы, мужества, познать в этих битвах чувство любви, гордости нена­висти.

Время гражданской войны осмысливается писательницей как время трагических утрат и рождения героев

Роману присуща эпическая глубина. В нем судьбы героев неот­делимы от судеб Родины. Герои романа показаны не только в дей­ствии, но и в глубоких размышлениях.

В этом плане интересны и значительны судьбы братьев Хам-мата, Закира и Хисбуллы. Старшею Хаммата за смелость, героизм, мужество в народе называли батыром. Он всегда с народом. По-иному складывается судьба Закира, младшего брата. Зимогор Закир – герой-солдат на войне, награжденный Георгиевским кре­стом, возвращается после революции в свой аул с надеждой на мирную жизнь. Но здесь кипит гражданская война. Аул занимают то белые, то красные. Закир мучительно размышляет о происхо­дящем, но он не понимает, па чьей стороне правда, потому что белые тоже демагогически толкуют о свободе и братстве. Он ме­чется, переходит из одного лагеря в другой. И вконец запутавшись, не разобравшись в том, какую сторону принять, погибает

Аул Ильсегул охвачен гражданской войной. В борьбе включа­ются не только старшее поколение, но и молодежь Алеша Байрас добывают оружие и убивают старшину Собхана.

Емеш после смерти отца живет у старшей сестры Бибеш, вме­сте с бабушкой Таибой. Она начинает читать книги, и перед ней обрываются новые перспективы. Снова Емеш преодолевает тяже­лую болезнь, снова она полна веры в будущее, как и все герои произведения. Символически звучат слова в конце романа: «Мы должны жить надеждой и мечтой о счастье, и оно придет!»

В романе «Емеш» – завершающем трилогию, выделена главная сюжетная линия, связанная с образом центральной героини, судьба которой неразделима с жизнью народа и Родины.

Емеш вступает в самую прекрасную пору жизни, пору крыла­той юности. Она, студентка Башкирского института народного образования, с головой уходит в занятия, её увлекают лекции, об­щественная работа, чтение книг. Но и жизнь и учеба тоже отра­жает идеологическую борьбу. Вызывает у Емеш чувство непри­язни Емер Яшинский, который, прикрываясь громкими фразами, организует травлю Емеш и других лучших студентов. В этой борьбе Емеш одерживает победу, вступает в комсомол, начинает пробовать свое писательское перо.

Ее рассказ «Волшебная ночь» был опубликован в башкирском журнале.

Автор раскрывает богатство внутреннего мира своей героини, в мыслях которой отражен мир новой женщины с ее жаждой дея­тельности, высокими жизненными идеалами.

Большое внимание в романе уделяется изображению бурных событий 20 – 30-х годов в ауле Ильсегул. Жизнь народа входит в свое русло. Закончилась гражданская война. Разгромлены бело­гвардейцы и интервенты. Возвратились в свой аул и приступили к мирному строительству герои гражданской войны Хаммат, Иштуган, Айхылу, Ахат. Они полны ответственности за судьбы народ­ные и не жалеют себя в борьбе за счастье.

На первом плане повествования – Хаммат и Иштуган. Хаммат работает на ответственном руководящем посту. Недобитые бело­гвардейцы и богатеи полны злобы к Хаммату и подло убивают его. Но дело Хаммата бессмертно. Имя героя живет в памяти народной. В его родном ауле Ильсегул создается колхоз имени Хаммата. Иш­туган становится учителем в ауле, поистине народным учителем. Он учит школьников, организует школу ликбеза – для взрослых, ведет большую общественную работу. Организует сельскохозяй­ственную артель, в которой бедняки впервые обеспечили себя хле­бом на весь год. Принимает активное участие и в создании кол­хоза, в который вступили все трудовые семьи аула.

В романе большое внимание уделяется изображению ожесто­ченной классовой борьбы. Но сплоченность и организованность жителей аула срывает вражеские замыслы. Заговор раскрыт, враги разгромлены. Весь роман «Емеш» посвящен утверждению победы новой жизни, новых людей.

Трилогия 3. Биишевой имеет огромное значение для русского читателя. Это высокохудожественное произведение, запечатлевшее историю жизни и борьбы братского башкирского народа, со­отнесенное с жизнью и борьбой народа русского.

Трилогия 3. Биишевой, как и все ее творчество, отражает горя­чую заинтересованность автора в судьбах своего народа. Народ-труженик, творец, герой, созидатель – вот её основной герой, его образ выпукло, ёмко, значимо предстал перед читателем.

По А. Журавлевой.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий