Амир Султанович Арсланов

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Амир Султанович Арсланов ро­дился в 1926 году в деревне Калынали Туймазинского района Башкирии. «Деревня наша очень красивая, – говорил он, – С одной стороны высокие горы, наш дом стоял у самого их подножья. В горах из-под земли выбивается множество родничков. С другой стороны протекает небольшая речка, в которой мы в детстве лю­били купаться, недалеко от деревни большой лес». Эти воспоми­нания всегда жили в душе художника и питали его творчество. В доме отца, колхозного кузнеца, было десять детей. Рано потеряв­ший мать, лишенный материнской ласки и заботы, Амир Султано­вич с юных лет познал тяжесть крестьянского груда, лишения и голод.

В 1941 году он уехал из деревни, поступил учиться в Белебеевское педучилище, но не закончил его. Семнадцатилетним юношей был призван в Советскую Армию. В 1944 году, будучи шофером, возил снаряда на передовую, затем был стрелком стрелковой диви­зии II Прибалтийского фронта. Прошел с боями Латвию, Литву, Эстонию. Войну закончил на передовой в г. Шауляе. После этого служил пять лет в Ленинграде, Гатчине.

Ленинград с его архитектурными памятниками и музеями впервые открыл перед Арслановым мир большого искусства, здесь зародилась его мечта стать художником. В короткие часы, свобод­ные от службы, он посещает музеи, работает над собой – рисует, пишет этюды. В 1950 году, демобилизовавшись из армии, Арсланов приезжает в Уфу и поступает учиться на художественное от­деление училища искусств В 1955 году успешно заканчивает и едет работать в город Октябрьский. Здесь проходит значительная часть его жизни, создано много произведений.

Сохранились ранние работы художника, созданные в пятидеся­тые годы. В них воплощены живописный дар автора, его эмоцио­нальность, поэтичность в восприятии окружающего Вот, неболь­шой этюд «Отчий дом» (1956) написан после долгой разлуки с ро­диной. Этот скромный деревенский мотив исполнен тихой грусти и раздумья. Художник внимательно передает состояние серого дня, окрасившего природу в сдержанные тона. В тоже время от его внимательного взгляда не ускользают голубые тени на снегу, кра­сивая игра серебристо-коричневых тонов.

В числе наиболее интересных ранних работ А. С. Арсланова «Натюрморт с чайником» (1958 г.). В нем автор красиво сгармонировал различные цвета. В сложную гамму золотисто-жёлтых, серебристых тонов он вплетает красные, белые, черные пятна, ожив­ляющие полотно. Автора увлекает сочная живопись с динамичной фактурой мазка. Натюрморт небольшой по размеру, но средствами фрагментарной композиции и живописного решения художник сумел сделать его значительным, передав в нем ощущение радости бытия.

Живописное дарование Арсланова с наибольшей силой и по­следовательностью выразилось в пейзажной живописи. В работах шестидесятых-семидесятых годов он выбирает такие мотивы и состояние природы, которые позволяют ему передать богатую игру цвета. Пейзаж «Красный дом» (1966 г.) он строит на эффекте освещения. Зимний город погружен в солнечный прозрачный воздух. Пейзаж легко, всё в нем живет и сверкает. Переливами холод­ных синих и голубых изображает он сугробы снега на первом плане. Тёплые жёлтые, красные цвета господствуют в решении второго плана, изображающего освещенные солнцем разноцвет­ные городские дома. Декоративность, подчёркнутое звучание цвета – черта, отличающая башкирскую живописную школу. Она нашла выражение и в работах Арсланова. Полотно «Весна на ферме» (1972 г.) – это сотканный из множества оттенков синего, охристого, красного цветов холост, мажорный по звучанию, как и остальные его пейзажи.

Пейзажная живопись занимает значительное место в творче­стве художника. Уже в семидесятых годах в нем получает начало тема эпического башкирского пейзажа — «Утро Нарыш-Тау» (1973 г.). Мотив величественного уральского пейзажа с заснеженными холмами, лесами, буровыми вышками претворен автором в роман­тическую картину земной красоты, переданную в музыкальном созвучии голубовато-синих, розовых тонов. Наиболее полное раз­витие эта тема получает развитие в живописи Арсланова в восьми­десятые годы. Это цикл произведений, который художник посвя­тил родному краю – «Лето. Полдень» (1980 г.), «Осенние горы» (1982 г.), «Осень в родном краю» (1985-86 г.г ). Они полны разду­мья, размышления о жизни, потому в них так обострённо звучит его любовь к родной земле. При всей цветовой насыщенности эти пейзажи цельнее, их пластика и колорит обретаю i более обобщён­ное звучание. В этих работах художник запечатлевает то мгнове­ние то состояние души, когда взгляду открывается не просто земля, а Родина, ее бесконечно дорогой образ.

Творческая деятельность Амира Султановича была разнообраз­ной. Наряду с пейзажами он оставил нам целый ряд портретов, жанровые полотна.

Портретные работы художника шестидесятых годов, также как его пейзажная живопись этих лет, отличает непосредственность восприятия, стремление передать содержание работ прежде всего через цвет. В портретах – «Башкирка» (1961 г.), «Старый конюх» (1964 г.) художник отображает черты народного, национального характера. В первом он изображает женщину средних лет, в фигуре, взгляде которой угадывается жизненная энергия, чувство внутреннею достоинства. Автор с большим увлечением пишет портрет плотным, широким мазком, насыщает колорит сочными красками, гамма которых позволяет ему выявить национальное своеобразие внешности героини, подчеркнуть темперамент ее на­туры.

Народную мудрость, силу человека раскрывает Арсланов в портрете «Старого конюха» Перед нами – умудренный жизнен­ным опытом пожилой башкир. Независимость, волевая собран­ность – в его взгляде, позе. Энергия мазка и цельность цветовою строя, решенного в градациях охристокоричневых, серых тонов, подчеркивают глубину психологической характеристики героя.

Огромная внутренняя энергия отличает образ «Нефтяника», созданный художником в 1963 году. Перед нами мужчина, с об­ветренным лицом, свободно распахнут его полушубок. Но его твёрдый, уверенный взгляд говорит о натуре деятельной, реши­тельной. Это ощущение автор усиливает живописным решением холста, где сам мазок создает фактуру, созвучную состоянию ге­роя Во всех этих портретах именно живописное начало опреде­ляет их эмоциональный заряд. Ясность и жизненная выразитель­ность отличает эти произведения, одновременно они исполнены внутренней значительности Она – в определённости характеров людей, осознающих свое место на земле, в позиции художника, утверждающего достоинство и красоту человека, в живописной трактовке полотен, цельность и энергия которой олицетворяет внутреннюю силу его героев.

В 1969 году Амир Султанович пишет «Портрет хирурга Кривошеева», исполненный по законам «сурового» стиля, распростра­ненного в советском искусстве шестидесятых годов. Он берет большой размер холста, укрупняет детали, формы портрета. Взятая снизу точка зрения монументализирует фигуру врача в белом ха­лате Колорит портрета определяет гамма холодных бело-синих тонов, решенных крупными плоскостями. Но даже при столь от­кровенной стилизации под «суровый» стиль, автор не стандарти­зирует образ под заданную схему образ-тип Он остается верен себе, своей эмоциональной, впечатлительной натуре и даёт теп­лую, проникновенную характеристику человека умного, доброго, спокойного.

В 1959 году родилась первая композиция А. Арсланова «Салават Юлаев», находящаяся ныне в собрании Бирской картинной галереи. Несмотря на традиционно парадное для живописи пяти­десятых годов решение композиции холста, художник в трактовке образа героя остается верен себе, вкладывая всю силу своей увле­ченности и эмоциональности в его решение. Его Салават Юлаев, несущий портретные черты художника, в то же время передает идеальное представление автора о мужестве, бесстрашии героя, его физической силе и удали.

«Родные края» – так назвал одну из последних своих работ за­служенный художник Башкортостана Амир Султанович Арсланов. В картине — просторы башкирских полей, холмов, яркие краски осенней листвы, еще не увядших трав. Величавый строй облаков на синем небе Название и смысл полотна созвучны содержанию всего творчества художника. Амир Султанович прошел дороги Отечественной войны, суровую школу жизни, потому навсегда для него святыми стали понятия – отчизна, мир, труд. Не было в его жизни более дорогих мгновений, чем те, когда он работал, ото­бражая в своих живописных полотнах образы людей нашего вре­мени, природу родного края. (По В Сорокиной )

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий