Скульптура

Современная скульптура Башкирии тоже неодно­родна по стилистике и использованию традиций. Ее развитие на сегодняшнем этапе идёт по пути обновления пластического языка. Старшее поколение скульпторов: Т. Нечаева, 3. Басыров, А. Шу­тов, Б. Фузеев. Их искусство сформировалось в 50-х годах, когда требования, предъявляемые идеологией к скульптуре нивелиро­вали художественные принципы многих авторов. И всё же лучшим мастерам удалось сохранить индивидуальность.

Своеобразие творческого почерка Т. Нечаевой заключено в ог­ромной силе скульптурного темперамента мастера, выразившегося в экспрессивном характере лепки и внутренней динамике образов. Одной из первых среди скульпторов она обратилась к теме Баш­кортостана, которая в ее работах нашла романтически-возвышен­ное воплощение.

Тема эта стала главной и в творчестве 3. Басырова, но эмоцио­нально его работы более спокойны. Художественные принципы обоих скульпторов, столь разных в своей манере, тем не менее имеют одну основу – традиции реалистической школы. Поиски новой изобразительной системы отразились в растущем значении метафоричности скульптуры, в подчеркнуто индивидуальной трактовке натуры, в экспериментах с пространственными построе­ниями и архитектоникой композиций. В башкирской скульптуре отчетливо видны влияния современной европейской пластики: участие в Международных и Российских симпозиумах значи­тельно преобразовало стилистику многих авторов. При этом осо­бенностью скульптурных произведений башкирских мастеров ос­тается эмоциональная наполненность образов. Содержание произ­ведений X. Хабибрахманова определилось общим романтическим характером искусства середины 80-х годов. Его творчество и сего­дня сохраняет эти качества, несмотря на жесткую стилизацию реа­листических форм.

В работах Н. Калинушкина решения продиктованы характеристиками образного начала. Великолепное знание русской и западноевропейской культуры позволяет автору выбирать из огромного арсенала выразительных средств художественные приемы, кото­рые наиболее отвечают поставленным задачам, и варьировать их. Экспрессия образного содержания работы «Торс» (1996, мрамор) построена на дерзком преобразовании классических форм. А ха­рактер «Дамы в домино» (1995, дер., росп., латунь), навеянный, вероятно, русской лирикой «серебряного века», близок стилистике русского живописного авангарда 20-х годов.

Тематический диапазон произведений Ф. Нуриахметова очер­чен приверженностью к историческому жанру. Он избегает повествований, его скульптура основана на знаке-символе, в качестве которого выбирается реально существующая форма («Барка Изиды», 1995, камень, бронза). Работы Нуриахметова метафо­ричны, образные характеристики их основаны на широких обоб­щениях.

Искусство В. Лобанова заимствует формы реального мира при­роды. Автор не ставит перед собой сюжетных задач, лаконичен и в выборе выразительных средств и конструктивных решениях. Он использует саму форму растения в качестве темы для вариаций. (Серия работ «Татарник», 1996 в различных материалах.) Творче­ством этих авторов не исчерпывается общая картина скульптуры республики, но в их работах отражены те направления, в пределах которых сегодня развивается пластическое искусство Башкорто­стана.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий