Графика

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Как явление целостное башкирский эстамп обрел ! своеобразие лишь к началу 80-х годах с появлением авторов, зна­чительно обогативших его проблематику и художественный язык. Ведущую роль в формировании графики республики сыграли Э. Сайтов и К. Губайдуллин. Первый привнёс в эстамп национальное начало, избрав темой своих работ башкирский быт, природу и об­разы. Второй углубил проблематику поисками этических ценно­стей и помог обрести башкирскому офорту монументальный ха­рактер, значительно преобразовав его изобразительные принципы.

Художественный метод Э. Саитова основан на лучших реали­стических традициях русского эстампа. Он – тонкий лирик и это проявляется не столько в выборе сюжетов, сколько в трепетном отношении к линии, в серебристой штриховке, создающей в бе­лизне листа ощущение воздуха, в трактовке пространства где по­стоянно звучит тема безбрежной дали. В том же эмоциональном ключе развивается творчество Ф. Шагабутдинова, графические листы которого построены на аналогичных художественных прие­мах. Однако язык его листов метафоричен, формы обретают обоб­щенную трактовку, в мотивах отсутствует сюжетная повествовательность.

Монументальные офорты К. Губайдуллина содержат глубокий драматизм, доходящий иногда до трагических интонаций. Он избе­гает приемов «открытого» повествования, оставляя за зрителем право поразмышлять над темой. Эмоциональное содержание лис­тов определяется техникой, уникальность которой в практике офорта безусловна: он применяет многослойное травление, в ре­зультате чего трансформируется само понятие о плоскости офортного листа – исчезает его белизна, глубоким тоном или оттенками формируется пространство. Все изобразительные приемы в его работах подчинены одной цели – достижению эпического, фило­софского звучания листов («Башкирская готика», серия офортов, 1996).

Влияние художественных принципов К. Губайдуллина испы­тали А. Терегулов и Р Миннебаев, по-разному используя опыт мастера. Р. Миннебаев наследует драматический ключ губайдуллинских офортов, также строя композицию на доминанте черного тона, либо на контрасте больших плоскостей черного и белого При этом язык его работ индивидуален: в нем значительное место занимают знаки-символы, корнями уходящие в древнюю культуру тюрков. Тема его офортов – связь современности с историей и культурой края: старые курганы башкирской сгепи скрывают не­мало сокровищ, достойных интереса современников, а культура башкир должна хранить память о корнях.

А. Терегулова больше интересуют губайдуллинские техниче­ские приемы. Он усложняет технику офорта, «разбавляя» черно-белые тона всплесками цвета, смешивая офорт и акватинту с руч­ной подкраской, но сохраняет тоновую разработку пространства. Образное содержание его работ носит характер гротеска во многом благодаря стилизации форм, имеющих упрощенно-наивные очер­тания.

Творчество О. Самосюк развивается в общем русле новых тен­денций российской графики Она стремится приблизить графиче­ский лист к станковой картине, значительно увеличивая формат работ, обогащая эстамп экспериментальными приемами авторской техники, находя эквивалентные живописным колористические решения. Глубокие знания мирового художественного наследия и умение найти точное пластическое воплощение дают ей широкую свободу в трактовке избранных тем. («Прогулки по Египту», «Го­род мертвых»).

Круг сюжетов в творчестве Р. Маглиева очерчен национальной тематикой. Маглиев – лирик, а потому закономерным кажется его стремление освободиться от свойственной для техники литогра­фии тяжелой плотности. Его литографские листы все более при­ближаются к легкости рисунка.

Значительные преобразования испытывают оригинальные гра­фические техники. Легкость и прозрачность цвета всегда опреде­ляли привычный для классической акварели круг сюжетов, в ос­новном замыкающийся на пейзаже и натюрмортах 80-е годы от­мечены принципиальными изменениями, в республиканских вы­ставках этого времени акварельный портрет и сюжетные работы почти вытеснили жанр натюрморта и даже пейзаж обрёл проблематическую значимость (В Лесин «Вестник весны», «Сухой лес»). В работах 3. Гаянова, В. Лесина и И Фартукова изменилась и сама техника акварели: лист обретает живописную трактовку простран­ства, а плотность цвета придает объемам монументальные звуча­ния. Привычные к прозрачной легкости акварели одни специали­сты упрекали авторов в непонимании белого листа, другие оце­нили серьёзность поисков. Так или иначе, но именно в те годы благодаря Гаянову, Лесину, Фартукову, Халитову, Суздальцеву акварель республики заметно выделялась на Всесоюзных и Все­российских выставках. Поиски новизны обернулись для башкир­ской акварели в начале 90-х годов обратной стороной. Постепенно стала исчезать «тема», а вслед за ней и живописная плотность цвета. Сегодня в работах Лесина цвет стал прозрачнее и декора­тивнее, а пространство белого листа – условным. Акварель обрела привычную легкость, но одновременно исчезло её своеобразие.

3. Гаянов обратился к технике пастели, оставив за уникальной графикой право на тематическую сюжетность. Восточные образы и исламские темы его работ приобрели обостренную выразитель­ность. Жесткая линеарность пространственных решений, контур­ная трактовка предметов сформировали особенности его изобрази­тельного языка.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий