Займов Халик Шакирович

Талантливый пред­ставитель башкирской профессиональной музыки Халик Шакиро­вич Займов родился 13 ноября 1914 года в деревне Султаево Арга-яшского района Челябинской области в семье башкирского кре­стьянина-бедняка.

С шестилетнего возраста он воспитывался в детском доме го­рода Аргаяша. Живой, общительный, добродушный, он считал детдом своей большой семьей. Он нежно любил свою мать Гильминур, и дни, когда она приезжала его навестить, были для него радостными. Он часам и слушал рассказы матери о родной де­ревне, ее песни и сказки

В детском доме были музыкальные инструменты – старый ро­яль, гармошка, мандолина, а у Халика был острый музыкальный слух и мягкие ловкие руки. Как-то незаметно для себя и окружаю­щих он научился «подбирать» на рояле родные мелодии и прослыл «музыкантом». Это решило его судьбу. В 1932 году культпропотдел Аргаяшского райкома партии направил Халика Займова в Уфимский техникум искусств.

Большое влияние на будущего башкирского композитора ока­зал С. А. Попов. Одаренный скрипач и широко образованный, ув­лекающийся музыкант, он поддерживал у своего ученика стремле­ние к импровизации, к сочинению мелодий. В 1937 году он посту­пил в Башкирскую студию при Московской государственной кон­серватории и был зачислен в класс композиции профессора В. Бе­лого. Под его руководством Халик написал свои первые песни, инструментальные пьесы и романсы Среди этих ранних, учениче­ских работ сразу выделились своею мелодичностью, свежестью «Песня о вожде» и романс «Сомнение », которые довольно долго держались в репертуаре башкирских певцов.

В 1940 году Халик Займов успешно окончил Башкирскую сту­дию при Московской государственной консерватории и в соавтор­стве с известным советским композитором А. Спадавеккиа при­ступил к созданию оперы по мотивам башкирского народного эпоса «Акбузат». Творческое содружество с опытным мастером принесло Халику Заимову огромную пользу Оно явилось продол­жением его учебы и переросло в хорошую, крепкую дружбу с ин­тересным человеком и одаренным музыкантом.

По окончании войны, демобилизовавшись, Халик Займов по­ступает в Московскую государственную консерваторию в класс композиции профессора А. Александрова В консерваторский пе­риод им написано много музыкальных сочинений, которые вышли за рамки учебных, студенческих работ. Среди них – законченная в 1947 году кантата «Башкортостан» на стихи поэта Кадыра Даяна. Она была одним из первых крупных хоровых произведений баш­кирской музыки. В четырех частях кантаты для хора, сопрано, баса и симфонического оркестра композитор, вдохновленный стихами К. Даяна, решил воплотить картины современной свободной и сча­стливой жизни башкир. Поэзия, образность башкирского стиха подчеркиваются народной, национальной по своему колориту му­зыкой кантаты. В ней использована всего одна народная мелодия -трагический и гневный напев исторической песни «Колый Кан­тон». Он стал основой для первой части кантаты, повествующей о безрадостной жизни башкир под гнетом царизма. Остальные три части кантаты построены на оригинальных, собственных мелодиях композитора, но проникнуты стилем башкирской народной песенности.

Из вокальных произведений, написанных в конце 1940 года, большую известность в Башкирии получили его песни и романсы «При отлете птиц» на стихи М. Гафури, «Как будто смотрит она звездными очами» на слова М. Хая, «Ишимбай», «Гюлькей», «Песня любви», «Страдаю я одна».

Особенно плодотворным, насыщенным творчеством был для Халика Займова 1949 год. Был написан ряд пьес для скрипки и фортепьяно, в том числе трехчастная сюита, анданте, вальс, чудес­ная миниатюра «У ручья», впоследствии получившая большую известность в переложении для флейты и арфы.

В. X. Займов всерьез и надолго увлекся созданием музыки для детей. Полна теплоты и тонкого очарования его «Колыбельная» на стихи Г. Тукая, много свежести, непосредственности в детских дуэтах «В лесу» и «Кукушка». Перекликается с ними ясностью, задорным звучанием обработка башкирской народной шуточной песни «Дедушка».

Для учащихся детских музыкальных школ композитор написал две сюиты для фортепьяно, ряд программных фортепьянных ми­ниатюр. Появляется цикл из 16 детских песен на стихи Б. Бикбая и М. Сюндюкле, песни для дошкольников, среди которых широко известны «Майская песня», «Белая кошечка», «Елка», «Дед-мо­роз».

Музыкальные школы Башкирии получили несколько циклов пьес для фортепьяно. Наиболее интересен цикл, состоящий из 12 разнохарактерных пьес. В него входят пьесы-картинки: «В са­дике», «Татарский танец», «Птичка», «Веселый марш», «Барабан», «Танец старика».

Крупным произведением 1949 года явилась «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Музыка сюиты имеет опре­деленный программный замысел. Она задумана композитором как три хореографические картины, объединенные единой музыкаль­ной темой.

В 1952 году Халик Займов с отличием закончил композитор­ское отделение Московской консерватории имени П. И. Чайков­ского. В качестве дипломной работы он представил два сочинения, котрые обогатили фонд башкирской профессиональной музыки. Увертюру для симфонического оркестра автор назвал «Молодеж­ной». Действительно, это сочинение проникнуто свежестью моло­дости. В стройности и соразмерности формы, в соотношении и развитии тематического материала и приемах оркестровки ясно ощутимы классические традиции русского симфонизма. Вместе с тем увертюра X. Заимова – произведение самобытное, ярко нацио­нальное.

Вторым произведением, которое X. Займов представил в каче­стве дипломной работы, явились 24 прелюдии для фортепьяно. В башкирской музыке это был первый опыт создания фортепьянных пьес, объединенных в цикл единым замыслом. Остро ощущая свою национальную принадлежность к своеобразной, имеющей свои древние традиции башкирской музыке, композитор в то же время хорошо усвоил традиции классического искусства и в лучших своих произведениях, в том числе и в прелюдиях, плодотворно соединяет эти две линии.

По окончании консерватории Халик Займов приехал в Уфу и активно включился в музыкальную жизнь Башкирии. По предло­жению Башкирского театра оперы и балета он совместно с А. Спадавеккиа создал новую редакцию оперы «Акбузат», написал десять пьес для баяна, четыре пьесы для виолончели и фортепьяно, не­сколько фортепьянных ансамблей для учащихся музыкального училища  Крупными работами 50-х годов явились два струнных квартета, написанные просто, с сохранением национального баш­кирского колорита.

Заметную роль в развитии хоровой башкирской музыки сыг­рали кантаты «На просторах полей» и «Нефтяники Башкирии», которыми композитор откликнулся на успехи башкирских трудя­щихся.

В 1955 году Займов задумывает создание балета по повести М. Гафури «Черноликие». Это классическое произведение башкир­ской литературы давно занимало воображение композитора. Он никогда не пропускал спектакля «Кара Юзляр» в Башкирском ака­демическом театре драмы, созданного по мотивам повести баш­кирского писателя-классика, и каждый раз заново переживал тра­гедию юной Галимы, ставшей жертвой диких предрассудков и ре­лигиозного дурмана.

В 1966 году балет «Черноликие» был поставлен на сцене баш­кирского театра оперы и балета. Первый же спектакль показал, что башкирское искусство обогатилось крупным и ярким произведе­нием Самая сильная сторона балета «Черноликие», его душа, его сердце – это хорошая музыка. В ней удачно сливаются богатство мелодического материала и очень расчетливое, разумное его ис­пользование, яркий национальный башкирский колорит и дыхание настоящего симфонизма. Вся музыка балета пронизана танцевальностью, она как бы рождает собою движение, танец. Вместе с тем она ясно воплощает драматургию балета, поднимает сюжет до ро­мантически-трагедийных высот обобщения.

С 1964 года Халик Шакирович Займов становится директором Уфимского училища искусств, того самого училища, в котором когда-то он учился музыкальной азбуке.

Творчество Халика Шакировича Заимова внушительно не только в количественном отношении. Его музыка, оптимистичная в своей основе, ясная и народная по звучанию, современна по духу и обращена к людям нашего времени. (По Л Атановой ).

Барабанное шоу Drums-Show

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий