Загир Гарипович Исмагилов

Загир Гарипович Исмагилов родился 8 января 1917 года в деревне Урге Сермен Верхне-Уральского уезда Оренбургской губернии (ныне Белорец-кий район Башкортостана).В лучших лирических произведениях Исмагилова основная ме­лодия отличается большой емкостью и выразительностью. Эти качества своего творчества, навеянного башкирскими мотивами, Исмагилов демонстрирует в таких замечательных песнях: «Был-былым» на слова Я. Кулмыя, являющаяся образцом любовной песни; романс «Я люблю» на слова К. Даяна, звучащий как торже­ство радостного прекрасного чувства; песня «Родная земля» на слова X. Гиляжева, воплощающая чувство сыновней любви к от­чизне; романс «Родине моей» на слова Б. Бикбая – воспринимае­мый как рассказ о родине; романс «Лунная дорога» на слова Мустая Карима, согретый пленительной задушевностью.

Излюбленная тема Исмагилова – тема природы, образы род­ного Урала… Восхищением картинами природы проникнуто не­мало поэтических страниц музыки Исмагилова, в том числе скри­пичные и фортепианные миниатюры. Но наиболее полное выра­жение образы природы получили в песнях композитора, прежде всего в вокальном цикле «Урал мой», написанных в разные пе­риоды: «Ах, Урал мой» (слова Б. Бикбая), «Горный ручей», «Хвала Уралу» (слова К. Даяна). «Песни гор», «Поднялся я на вершину Урала» (слова Н. Наджми), «Не забыть мне долин гор уральских» (слова Г. Зайнашевой), «Моя Родина-Урал» (слова Салавата Юлаева).

Большим событием в культурной жизни республики явилась национальная историко-героическая опера «Салават Юлаев».

Мелодическое богатство – главное достоинство оперы «Сала­ват Юлаев», написанной композитором в 1954 году на либретто Баязита Бикбая. Тема оперы-дружба русского и башкирского на­родов, закаленная в огне обшей борьбы против угнетателей. Ра­ботая над оперой, авторы использовали интересные исторические документы, в том числе один из указов Пугачева.

В тексте либретто Б. Бикбаем использованы стихи, сохранив­шиеся в памяти народа как произведения Салавата. Таково, на­пример, ариозо Салавата из седьмой картины: «Поскакал бы я, да впереди болото, стрелял бы я, да стрел мало у меня, осмотрюсь кругом – мало у меня надежных людей».

В ариях Салавата, по широте мелодического дыхания близких башкирской народной песне, в его выступлениях в ансамблях и хоровых сценах удачно раскрыта кровная связь героя с родным народом. Живо написаны массовые сцены, в которых многообраз­ную характеристику получают не только башкиры, но и другие участники пугачевского движения (русские, татары). Вырази­тельны музыкальные портреты Юлая и его жены Кюнбикэ, верной подруги Салавата – нежной и самоотверженной Аминэ, молодого воина Муталлапа, старого, мудрого Сурамана, коварного Бухаира, злобного Колыя Балтасова и других действующих лиц. Полностью главенствует в опере вокальное начало, однако важную музы­кально-драматургическую роль выполняет и оркестр, партия кото­рого насыщена лейтмотивами и весьма колоритна.

Талантливая, ярко национальная по музыке опера «Салават Юлаев» – не только творческий успех Исмагилова. Эта опера безусловно является одним из первых камней в фундаменте прекрас­ного здания башкирской профессиональной музыкальной куль­туры. За создание оперы «Салававт Юлаев» в 1955 году Загир Исмагилов удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1959 году он пишет музыкальную комедию «Кодаса» – пер­вое национальное произведение этого жанра. В основе сюжета конфликт между старым и новым в жизни башкирской деревни начала тридцатых годов, борьба с пережитками прошлого в созна­нии людей…

В простеньком сюжете композитор нашел милые своему сердцу возможности. Творчески претворив темы народных напе­вов, Исмагилов создал поэтические картины природы, нарисовал характеры. Мы видим и прямодушного, пылкого, но не в меру за­стенчивого деревенского парня Басыра, и вездесущего вожака Ильяса, угловатого, с лисьими повадками муллу, самодовольного, хитрого Яппара. Метко и правдиво обрисованы в комедии любвео­бильная вдовушка Шамсия и легкомысленная, ограниченная жена Яппара – Махмуза… Но особенно впечатляет музыкальная харак­теристика Назы. Она увлекательно и ярко раскрывает образ юной девушки, мечтательной, несколько кокетливой и своенравной.

После веселого, комического жанра Исмагилов снова пригля­дывается к исторической теме, избрав сюжетом старинную ле­генду и фабулу песни «Шаура». Его соавтором, как и в первой опере «Салават Юлаев» и музыкальной комедии «Кодаса», стал поэт Баязит Бикбай. Поэзия Бикбая вновь вдохновила Исмагилова на создание крупного полотна – третьего по счету музыкально-сценического произведения.

Но речь теперь шла не о героической опере. Вновь обратив­шись к сюжету из прошлого башкирского народа, Исмагилов стремился воплотить глубокую и правдивую драму человека, пав­шего жертвой сил зла определенной исторической эпохи. Авторы отдали предпочтение романтическим мотивам, связанным с кон­кретной легендой. Ведущей в опере «Шаура» оказалась лириче­ская линия; героическое начало послужило социально-историче­ским фоном, на котором развертывалась личная драма основных действующих лиц. Поэтому-то в центре внимания композитора -мелодия, емкая и развитая вокальная партия как основной и ре­шающий принцип выразительности средств его оперы. Через песню, средствами выразительности песенной мелодии, компози­тор решил передать все многообразие чувств действующих лиц, показать все изменения их душевного состояния.

В народе живет подлинная песня о Шауре. Эту фольклорную мелодию композитор вложил в уста героев своей оперы. Этот музыкальный образ постоянно сопровождает их, появляясь то в во­кальной партии, то в оркестре. Уже первая ария Акмурзы, обра­щенная к любимой, создает тонкий музыкальный портрет обая­тельной Шауры… Из тем и интонационного строя народной песни происходят и другие арии и сцены Акмурзы, обобщенно и по­этично раскрывающие глубокие чувства героя оперы. Вырази­тельной силе народной песни не изменяет композитор и тогда, ко­гда из мира лирических переживаний героев и драматических столкновений переходит к жанрово-бытовым сценам. Чудесна, например, в своей бесхитростной простоте картина пира приспешников Яубики, где композитором очень удачно использован ста­ринный плясовой напев «Перовский»… Красочно и рельефно вы­писана фигура коварного и хитрого хальфи (мусульманского учи­теля) Сахи. Оригинальны в своем восточном колорите его куплеты в четвертой картине. И в мелодии и в гармонии композитором уловлено характерное своеобразие тюркской народной песни.

Однако не быт и не характерный стиль увлекают в этом произ­ведении художественные симпатии композитора. Его воображение взволновано трагической судьбой народа в условиях феодально-патриархального строя. Из всех выразительных средств оперного композитора он склонен выбирать, прежде всего, напряженно-драматические. Самое сильное впечатление в опере Загара Исмагилова «Шаура» производит финальная сцена – глубоко проникно­венная ария-плач Шауры над телом Акмурзы. Впервые в башкир­ской оперной музыке 3. Исмагилов нашел суровый колорит, ассо­циирующийся с образом рока.

Опера «Шаура» многим обязана сокровищам башкирской на­родной музыки. Но и сама она стала важным событием в развитии профессиональной музыки Башкирии. А на творческом пути Загира Исмагилова она знаменует большой этап. Опера свидетельст­вует о непреклонной решимости 3. Исмагилова последовательно и плодотворно овладевать высотами реалистического творчества, творить монументальные произведения, воплощающие лучшие традиции народного искусства и оплодотворенные глубокой идейностью содержания, поисками новых выразительно-изобразительных средств. (По Ш. Месягутоеу, Н. Шумской.).

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий