Ишмулла Дильмухаметов

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Ишмулла Дильмухаметов (1928 – 1984). «А знаешь, где на Южном Урале самый хороший курай растёт?» – спрашивает Иш­мулла Ишкалеевич и, с широкой улыбкой на бронзовом лице, гус­тым, теперь, с годами, уже с некоторой хрипотцой бархатным го­лосом продолжив беседу, сам же отвечаете «Издревле славились кураем и кураистами башкиры-тангаурцы. Длина курая у тангаурцев – одиннадцать тотам». И он протягивает свою ладонь. Тотам – это значит ширина ладони.

Ишмулла Дильмухаметов – человек крупный, крепкий, словно дуб, выросший на вершинах Урала, соответственно и ладонь его имеет внушительную ширину. «Так вот, – поясняет он, – чем крупнее курай, тем лучше мелодия. Могущество и красота при­роды дают силу и кураисту».

Он родился и вырос на берегах прекрасной реки Сакмар, пи­тающей своими водами легендарную европейско-азиатскую реку Урал. Родился Ишмулла Ишкалиевич Дильмухаметов 15 сентября 1928 года в деревне Иске-Якуп бывшего Матраевского, ныне Зилаирского района Башкортостана.

Творческий путь И. И. Дильмухаметова во многом необычен. Во-первых, ему не пришлось обучаться не только в высших, но и в средних музыкальных учебных заведениях. Во-вторых, к главному своему призванию – к искусству игры на курае он шел долгим, неведомым для самого себя путём. Вначале на сцену он вышел как актёр драматического театра. Случилось это так: его, влюбленного в искусство деревенского юношу, заметили руководители Сибайского театра во время гастролей, пригласили в коллектив, дали ему роли в спектаклях. С особым удовольствием играл он в тех поста­новках, в которых было много песен и музыки. Затем Дильмухаме­тов перешел на работу в Башкирский государственный академиче­ский театр драмы Здесь он создал немало колоритных образов. В общей сложности два десятка лет жизни отдал театру. Но, оказа­лось, все было ещё впереди. Долгая работа на сцене драматиче­ского театра обогатила его опытом и мастерством актера, которые так нужны и важны и исполнителю-кураисту, и певцу. Он стал солнетом-кураистом в Башкирской государственной филармонии.

В это древнее искусство он привнес много нового и интерес­ного. Высокое исполнительское мастерство в сочетании с мастер­ством артиста очень скоро позволили ему выдвинуться в число ведущих артистов башкирской эстрады. К Ишмулле Дильмухаметову пришло признание. О нём заговорили как о большом мастере, виртуозном, уникальном исполнителе-кураисте. Поистине востор­женно было воспринято и возрождение игры на курае в сочетании с элементами уздяу – горлового пения. В его репертуаре появились как народные песни, так и своего собственного сочинения. Так в одном лице выявились и соединились самые различные грани его дарования. Участвуя в концертах в столице нашей Родины Мо­скве, а также за рубежом, он сумел создать символически обоб­щенный музыкально-поэтический образ родной земли – древнего Урала, священной земли наших предков и современников. Этот прекрасный монолог певца и кураиста в записях и поныне поко­ряет сердца слушателей.

Вот издалека, будто из глубин времени и пространства, доно­сится песня об Урале. Это импровизация самого певца на слова великого Салавата. Песня звучит все сильнее и сильнее. На сцену выходит широкоплечий, празднично одетый – в красочном еляне, в лисьем малахае, в расшитом яркими узорами сарыке певец с ку­раем в руках. И песнь его под стать самому Уралу, его вершинам и просторам, его рекам, полям и небесам. В ней – живые голоса Урала и биение людских сердец, любовь народа к своей матери-земле и боль за все, что выпало на ее долю:

Ай, Урал ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе.
О любви моей к тебе.

Так пел когда-то Салават Юлаев, полководец и поэт. И мы ве­рим, что именно так звучали эти слова поэта, именно таким голо­сом говорило его сердце. И мы, завороженные, почти не замечаем, не успеваем уловить того, что в какое-то мгновение, завершая песню, певец плавным широким движением подносит к губам ку-рай, и пение переходит в музыку. Это уже башкирская народная героико-эпическая мелодия «Урал», ставшая у нас гимном родной земле.

Неистово, самозабвенно играет на курае Ишмулла Дильмухаметов, ибо неистова и самозабвенна любовь башкира к своим род­ным горам и степям, к своей многотрудной и героической истории. Об этом повествует мелодия «Урал». Игра Дильмухаметова, на­полненная высоким эмоциональным содержанием и поэтико-философским видением мира, проникает в самые глубины души че­ловека, отдается в нем и любовью, и болью, и высокой радостью сопереживания. Она понятна и близка каждому, кто способен по­нимать народ и сопереживать поющей, страдающей и любящей душе народа. Мелодия постепенно затихает, как бы уходя в глу­бину гор и степей, в глубину времен… Исполнитель уже оторвал от губ курай и продолжает играть горлом. Так завершается мелодия, так проходит через нашу душу и сердце эпическая поэтическая картина об Урале.

Ишмулла Дильмухаметов достиг удивительных высот в своем исполнительском искусстве. Богат и многообразен его репертуар, в основе которого – народная башкирская музыкально-поэтическая классика.

С концертами башкирской эстрады он побывал во всех районах и городах Башкирии, и всюду зрители восторженно встречали сво­его любимого кураиста. Ему аплодировали и в Кремлевском Дворце съездов, и в Колонном зале Дома Союзов в Москве, в рес­публиках Средней Азии, в городах и поселках Сибири. Кураист Дильмухаметов в составе советских делегаций культуры побывал во Франции и Италии, Швеции и Швейцарии, в ГДР, Польше, Венгрии, Афганистане, в Пакистане, Иране, Японии. Зрители этих стран навсегда полюбили курай и кубиста. (По Р. Шакуру.)

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий