Радик Арсланович Гареев

Радик Арсланович Гареев (1956 – 1996). 29 октября 1996 года перестало биться сердце одного из самых ярких представителей искусства нашей республики, народного артиста России и Башкор­тостана Радика Арслановича Гареева. Прощание с выдающимся певцом еще раз показало, какую огромную популярность и непод­дельную любовь завоевал Радик Гареев в своем народе. Поистине трагедией стал его уход из жизни. Проститься с первой вокальной звездой Башкортостана пришла вся Уфа, с раннего утра спешили делегации буквально со всех концов республики.

Да, он был настоящей звездой. Что бы он ни пел, это был не просто успех, это был триумф, эталон мастерства, артистизма. На спектакли Башкирского государственного театра оперы и балета «Травиата» и «Севильский цирюльник» с участием Радика Гареева невозможно было достать билеты, потому что уфимцы знали: лучшего Жермона и Фигаро нет и быть не может. Залы, в которых он выступал с концертами, исполнял романсы, были переполнены обожавшими его поклонниками. А каким он был тонким интер­претатором башкирских и татарских народных песен! И как ис­крометно, сочно, с удивительным проникновением пел русские песни.

В течение многих лет без его участия не обходился ни один са­мый престижный концерт в Колонном зале Дома Союзов, на Цен­тральном телевидении. Для него писали песни ведущие композиторы страны, рукоплескали зрительные залы Франции и Италии, Финляндии и Турции, Америки и Испании, Канады и Греции, Кипра и Германии, стран Африки и Ближнего Востока.

Радик Гареев первым не только в Башкортостане, но и во всем бывшем Советском Союзе завоевал Гран-при на Международном фестивале политической песни «Красная гвоздика», проходившем в Сочи в 1983 году, в котором приняли участие представители 40 стран.

Вспоминает Александра Пахмутова, композитор, народная ар­тистка СССР, лауреат государственных премий СССР: «Впервые я увидела Радика в Днепропетровске на Всесоюзном конкурсе со­ветской песни: совсем юный паренёк, студент института искусств. Помню, он исполнял песню «Мандолина». Его заметили и реко­мендовали на конкурс в Сочи. Особенно мне запомнилось его три­умфальное выступление на международном конкурсе «Красная гвоздика». У него был большой, интересный репертуар. Например, он очень хорошо спел песню М. Магомаева «Земля – родина любви». Для этой песни нужен огромный голос. А у Радика был замечательный баритон. И вообще он обладал всем для блиста­тельного исполнения песен: высокой вокальной культурой, чувст­вом слова и, конечно, ярким артистизмом.

На Международном конкурсе «Красная гвоздика» работало международное жюри, которое я имела честь возглавить. Радика заметили сразу, он очень понравился всем. Но когда на заключи­тельном туре он спел башкирскую песню «Уралым», все члены жюри были просто в шоке, как от удара молнии. И хотя у Радика было много достойных соперников, очень сильных исполнителей,

судьба Гран-при была решена мгновенно. Ни у кого даже малой доли сомнений не было. Конечно же, это лучший исполнитель! Конечное что Гранпри!»

Этот высокий знак исполнительского мастерства он пронес че­рез всю свою творческую жизнь, всегда оставаясь достойным своей «Красной гвоздики». Радик не довольствовался только этой победой, он продолжал много и упорно работать

Сразу же после фестиваля его пригласили работать в Сочин­скую филармонию, приложив к приглашению ключи от трехком­натной квартиры и дачи на море. По он только рассмеялся. Зани­мая с двумя детьми и женой маленькую комнатенку в общежитии, он не захотел уехать из родной Башкирии, как не захотел сделать это и позже, кот да его приглашали в другие города и даже в Боль­шой театр солистом. В Америке ему вручили открытую годовую визу для нею и всей его семьи. Но он не мог представить свою жизнь вдали от родного дома.

В мае 1990 года Радик Гареев возглавил коллектив Башкир­скою государственного театра оперы и балета, одновременно яв­ляясь солистом оперы. Для всех, включая самых близких ему лю­дей, это было полной неожиданностью. Многие задавали один и тот же вопрос: зачем это ему нужно? Известный, любимый в рес­публике и далеко за ее пределами певец, он мог бы спокойно жить, наслаждаясь своей яркой славой.

И только тогда, когда некогда пустовавший театр вдруг ожил, и на его блистательные спектакли потянулся зритель, а в кассах поя­вилось лаконичное объявление «Билетов нет», все поняли – Гареев совершил чудо. «Театр оперы и балета – это не обычный театр, -говорил Радик Арсланович, – каждый его спектакль должен быть для зрителя праздником». И праздник пришел в театр.

Богатые декорации и костюмы, техническое переоснащение сцены потребовали немалых денег. Появлением надежных спонсо­ров театр был обязан прежде всего всенародной любви к певцу, потому что ни один из руководителей уфимских предприятий, к которым за финансовой помощью обращался директор театра Ра­дик Арсланович, ему в этом не отказывал.

Башкирский государственный театр стал не просто популяр­ным заведением культуры, он стал центром музыкального и во­кального искусства в Уфе. Рождение в его стенах симфонического оркестра, приглашение на сцену плеяды талантливой молодежи, проведение прекрасных, великолепно организованных оперных и балетных фестивалей, собиравших на уфимской сцене звезд оперы и балета мирового уровня, резко подняли престиж театра.

Радик Арсланович был на «ты» со многими выдающимися му­зыкантами и вокалистами страны, прежде всего как хорошо из­вестный им певец, а уже потом, благодаря неуклонно растущему авторитету, – руководитель. Умный, проницательный, способный как никто другой понимать душу творца, он был неординарной творческой личностью с высочайшей внутренней, поистине европейской культурой.

Недаром он, еще совсем юный, привел в восторг известного дирижера эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио СССР Юрия Силантьева, спев арию Мистера Икса, которую Юрий Ва­сильевич признавал только в знаменитом исполнении Георга Отса.

Вот что пишет об этом Ирина Архипова, народная артистка СССР, лауреат государственный премий, президент международ­ного Союза музыкальных деятелей: «В мае 1991 года на Россий­ском телевидении появилась новая авторская музыкальная про­грамма «Шарман-шоу». Съёмки проходили в цирке на Цветном бульваре. И в первый же выход передачи в эфир право завершить это блистательное яркое представление было предоставлено Ра­дику Гарееву. Он пел под самым куполом цирка свою знаменитую арию Мистера Икса в маске. Зрители, заполнившие в день съёмок самый большой цирк страны, затаив дыхание, слушали чарующий голос певца. В завершение звучали бурные аплодисменты.

Радик очень любил петь романсы из репертуара Федора Шаля­пина и пел их с наслаждением. А какое для меня было удовольст­вие слушать его в тесном дружеском кругу. Один из его любимых романсов «Очи чёрные» был спет в сентябрьской программе «Шарман-шоу» в 1995 году.

Очень жалею, что я не смогла поехать в Уфу на его творческий вечер, посвященный 40-летаю со дня его рождения, хотя он на­стойчиво приглашал – предстоял монтаж новой программы. Зна­комые москвичи, которым удалось побывать на этом прекрасном концерте, отзывались о нём с восторгом.

Последний раз я виделась с Радиком в августе 1996 года всего за два месяца до его смерти. Он приехал в Москву со съёмочной группой Башкирского телевидения, которая работала над фильмом о нём. Даже короткой встречи с ним было достаточно, чтобы по­нять, как тяжело ему приходится в родной Уфе в последнее время. Он рассказал мне, что ему не удаётся работать столько, сколько хочется, отменяются концерты в глубинках республики, куда его зовут и где ждут.

Я не понимаю, как можно было так относиться к такому певцу, как Радик Гареев? Не петь он не мог. Петь – значит жить! «Во имя жизни» – так называлась одна из его любимых песен.

Сегодня нам остается лишь слушать его чудесный неповтори­мый голос на магнитофоне, смотреть видеозаписи. И помнить о нём, талантливом, искреннем, светлом, очень добром человеке. Я верю, память о нем сохранится в людских сердцах на долгие-дол­гие годы».

Народный артист России и Башкортостана, лауреат всероссий­ских и всесоюзных конкурсов. Международного фестиваля «Крас­ная гвоздика», республиканской молодежной премии им. Г. Саляма, член-корреспондент международной академии творчества Радик Гсреев сделал для своей республики очень много. Он про­жил яркую, до боли короткую жизнь, и снискал безграничную лю­бовь народа, которому служил честно и самозабвенно.

По А Валеевой

смотреть фильмы онлайн

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий