Рим Хасанов

Имя Рима Хасанова тесно связано с развитием башкирской эстрадной музыки. Его песни и романсы радуют слу­шателей своей мелодичностью, задушевностью, яркостью музы­кальных красок и образов. Р. Хасанов – автор театральных, сим­фонических, камерно-инструментальных и хоровых произведений, музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, теле- и кинофильмам. Творческие достижения композитора отмечены зва­ниями лауреата премии комсомола Башкирии им. Г. Саляма (1976) и заслуженного деятеля искусств БАССР (1979).

Родился Рим Махмутович Хасанов 9 марта 1947 года в селе Языкове Благоварского района Башкортостана в музыкальной се­мье. Напевы башкирских, татарских народных песен, популярные мелодии городского и сельского быта 40 — 50-х годов, произведе­ния классической музыки формировали музыкальный вкус буду­щего композитора. С малых лет он начал петь, самостоятельно овладел азами музыкальной грамоты, игрой на баяне, скрипке и трубе, в школе стал активным участников художественной само­деятельности. Тяга к музыке привела к созданию первых детских сочинений – вариаций, сонатины, песен.

В шестнадцать лет Рим поступает на театральное отделение Стерлитамакского культурно-просветительского училища, а через год сдает экзамены на дирижерско-хоровое отделение Уфимского училища искусств. На третьем курсе будущий композитор перево­дится на теоретико-композиторское отделение и к его окончанию в 1968 году пишет несколько серьезных произведений, среди кото­рых Симфоническая поэма «Негритянское гетто», Струнный квар­тет, Поэма для симфонического оркестра и фортепиано и др. Но главной сферой творчества этих лет стали песни и вокально-инст­рументальные композиции для эстрадных ансамблей. К началу 70-х годов Р. Хасанов становится кумиром молодежи: его песни поль­зуются в республике быстро растущим успехом.

В 1968 году он поступает в Уфимский государственный инсти­тут искусств и учится в классе композиции К. Лакина, а затем -профессора, народного артиста СССР 3. Исмагилова. В годы учебы Р. Хасанов много пишет: Струнное трио, фортепианные сонаты, Концерт для фортепиано с оркестром, вокальный цикл «Вернись, дочь моя, в отчий дом» на стихи Н. Наджми и другие, продолжая работу в жанрах эстрадной песни и миниатюры.

По окончании института в 1973 году Р. Хасанов несколько лет работает в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури в должности заведующего музыкальной частью. Здесь он совершенствует технику ансамблевого и оркестрового письма, овладевает навыками дирижера оркестра, экспериментирует с во­кальными и инструментальными тембрами. За годы работы в те­атре и позднее композитор написал музыку более, чем к тридцати спектаклям: «Прощание в июне», «Лунные вечера Айсылу», «И судьба – не судьба», «Матери ждут сыновей», «Галия», «Не бросай огонь, Прометей» и другим.

Творчески напряженная работа над музыкой к спектаклям и другими сочинениями дополняется деятельностью в Союзе компо­зиторов Башкортостана, членом которого Р. Хасанов становится в 1974 году, а позднее – заместителем председателя правления СК БАССР. Он активно участвует в организации пленумов и съездов, выступает в местной печати, на радио и телевидении, проводит авторские вечера и встречи со слушателями, ездит в творческие командировки по стране и за рубеж, ведет большую просветитель­скую работу. В 1978 году он уходит из театра и целиком посвя­щает себя композиторскому труду.

Период 80-х – начала 90-х годов отмечен интенсивной творче­ской деятельностью. Масштабнее становится творчество компози­тора, изобретательнее техника письма, раздвигаются рамки жанро­вых и стилистических направлений.

В песнях, романсах, балладах наиболее выпукло проявляются лирико-романтические черты творческой личности автора. Песен­ный стиль Р. Хасанова вобрал в себя элементы разных традиций: башкирского музыкальною фольклора, городской песенной куль­туры 60 – 80-х годов XX века, русского романса, джаза и др. В сложном взаимодействии жанровых признаков рожден неповто­римый колорит хасановского песенного почерка и соответствую­щие принципы сочинения; ясность и простота формы, демокра­тичность музыкальною языка, основанного на сочетании краси­вой, ритмически гибкой мелодики и четкого гармонического со­провождения.

Поэтический материал песен разнообразен по кругу авторов и содержанию. Композитор обращается к стихам башкирских и та­тарских поэтов – С. Алибаева, М. Жиганова, А. Игебаева, Г. Идрисова, Н. Наджми, М. Сиражи, Р. Файзуллина, Г Шафикова и дру­гих, пишет и собственные тексты. В лучших романсах и песнях Хасанов достигает единства поэтического и музыкального содер­жания, обращенного к гражданственно -патриотической тематике

(«Родина моя», «Каков я, твой сын»), образам родного края и его природы («Воды Хакмара», «Уфимские липы»), народным леген­дам и сказаниям («Салават»), разнообразной лирике («Школьные годы», «Зимний романс», «Аклима», «Не забывай друзей»), задор­ной шутке и лукавому смеху («С любовью не шутят»).

Рим Хасанов – автор более 400 песен, баллад, романсов, часть которых опубликована в двух авторских сборниках песен, отдель­ными изданиями и записана на пластинках. Вокальные сочинения композитора включаются в концертные программы филармонии, радио и телевидения, звучат на песенных конкурсах и фестивалях, исполняются самодеятельными певцами, Популяризации способ­ствует и талантливое исполнение песен звездами башкирской эст­рады А. Авзаловой, И. Газиевым, Р. Гареевым, Н. Кадыровой, Ф. Кильдияровой, И. Шакировым и другими.

Не менее ярко раскрывается дарование композитора в области хоровой музыки. Он обращается к нескольким ее жанровым разно­видностям, песне, оде, кантате, оратории, пьесе. Хор для Р. Хасанова является средством для выражения общественных идей, ли­рики объективного плана

Показательной для стиля композитора можно назвать хоровую пьесу «Курай-трава» на собственные слова, тематически и сюжетно созвучную созданному ранее балету «Легенда о курае». Пьесе свойственны плавность мелодических линий, тонкая пере­ливчатость гармонических красок, тембровая выразительность.

Весомое место в творческом «портфеле» Р. Хасанова занимают инструментальные сочинения. Из ранних выделяется Концерт для фортепиано с оркестром, где намечаются пути взаимодействия фольклорного материала с современными приемами письма. Тен­денция к усложнению музыкального языка обнаруживается в Со­нате для виолончели и фортепиано, в цикле «10 миниатюр для фортепиано». Последний ориентируется на традиции детской му­зыки К. Дебюсси, М. Мусоргского, С. Прокофьева, а в башкирской музыке – М. Валеева, X. Заимова, Р. Сальманова.

В цикле «Темперамешы» для фортепиано автор продолжает «игры» с регистрово-тембровыми возможностями инструмента, осваивает технику микротематизма.

С воодушевлением работает Р. Хасанов и в симфоническом жанре. Им написаны две увертюры, концертный марш, симфони­ческие поэмы «Прометей» и «Сибай». Последняя, основанная на мелодии одноименной народной песни, прозвучала в 1984 году на отчетном концерте V съезда композиторов БАССР и на заседании Секретариата СК РСФСР в Москве.

Работа в разных жанрах органично подвела композитора к соз­данию произведения для музыкального театра. Им стал балет «Ле­генда о курае», поставленный в Башкирском государственном те­атре оперы и балета в 1979 году. В основу сюжета легла башкир­ская сказка о курае, содержание которой автор «распел» в лирико-романтическом ключе.

Драматургия балета строится на интонационном противопос­тавлении образов добра и зла. В целом сочинение продолжает тра­диции русского (П. Чайковский, А. Глазунов) и башкирского (Л. Степанов, Н. Сабитов) балета. Следующими сочинениями стали балеты «Огонь» и «Салават» и моноопера «Пожелтевшие письма моей матери».

Важной областью профессиональной деятельности компози­тора является создание музыки для радио, телевидения и кино. Р. Хасанов «озвучивал» телефильмы «Уфа», «Стерлитамак», радио­постановку «Галия» и совместно с Ю. Якушевым – кинофильм «Всадник на золотом коне» (производство киностудии «Мос­фильм»).

Свободное владение средствами народного и профессиональ­ного языка позволяют композитору создавать впечатляющие об­разы и картины, находить свежие краски для своих произведений.

По Т. Зиновьевой.

Поделиться с друзьями

Комментарии (2) на "Рим Хасанов"

  1. алинка

    Супер,Было бы ещЁ про кого нить!!

  2. Рава

    А кончилось дело тем, что одни пинком выбросили из республики за музыку к стихам “”Аткей” (отец) татарского народного поэта Расиха Ханнанова. И фактически одним таким ударом разрушили психику легко ран мого таланта. Жаль, теперь он, как птица с перебитым крылом, взлететь не может, а так махнет крылом и падает. Музыка ушла..,

Отправить комментарий