Башкирская государственная филармония

21.05.2011 | Категории: По театрам башкортостана

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

С именем Баш­кирской Государственной филармонии тесно связана история раз­вития и становления башкирской музыкальной культуры.

В 30-х годах культурным центром Уфы был небольшой, но уютный и неизменно многолюдный парк имени Луначарского, которому недавно возвращено название сада С. Т. Аксакова. Здесь находился летний театр с замечательной акустикой. Не было ни дня, чтобы зал не заполнялся до отказа. В середине парка находились две эстрадные площадки – открытая и закрытая, а в деревян­ном здании располагалось концертно-эстрадное бюро. Оно и по­служило истоком будущей Башкирской государственной филар­монии.

На первых порах филармония располагала двумя эстрадными бригадами, в составе которых были в основном молодые артисты, окончившие театральное  отделение  Башкирскою  музыкального техникума, и молодежь, пришедшая в профессиональный коллек­тив из художественной самодеятельности. Деятельное участие в первых концертах принимали артисты Башкирского академиче­ского театра драмы и театра оперы и балета. Многие из них впо­следствии приобрели  широкую  популярность,  стали гордостью башкирского искусства. Вот только некоторые имена: народные артисты СССР Арслан Мубаряков и Зайтуна Бикбулатова, народ­ные артисты РСФСР Бану Валеева, Галимьян Карамышев, Алек­сандр Сутягин, Газим Тукаев, Габдрахман Хабибуллин… И все-таки филармонии нужны были свои собственные исполнители, которые полностью посвятили бы себя концертной деятельности, выступали бы в городах и в районах республики и за её пределами. Многое сделал для воспитания башкирских музыкантов Газиз Альмухаметов – первый народный артист республики, талантли­вый композитор. Неутомимый пропагандист музыкальной куль­туры, он не дожил до открытия филармонии, но создание в Баш­кортостане концертной организации связано с его именем. Он пер­вым вывел башкирские народные песни за пределы республики: гастролировал по городам Средней Азии, Казахстана и Сибири, выступал в Москве и Ленинграде. Его учителем и добрым настав­ником был великий певец Леонид Витальевич Собинов. А ученики самого Альмухаметова – солисты Башкирской государственной филармонии Диана Нурмухаметова и Хабир Галимов стали куми­рами публики на рубеже 1930 – 1940-х годов.

С первых дней существования филармонии началась активная подготовка к первой Декаде башкирской литературы и искусства в Москве, которая должна была состояться в 1941 г. Но началась Великая Отечественная война. Многие артисты ушли на фронт.

Но и в эти годы концертная жизнь республики не остановилась. «Способствовать своим искусством уничтожению врага!» – такой лозунг висел в фойе филармонии. По словам ветеранов Башкир­ской кавалерийской дивизии, концерты башкирских артистов при­давали им силу духа. Всего на фронтах побывало 17 концертных бригад, на их счету 1789 концертов.

В трудном 1942 г. начал работу музыкально-литературный лек­торий, первыми музыковедами которого стали М. Кугушева, Г. Полянская, Л. Лебединский и, чуть позже, Л. Троицкая, М. Черданцева, А. Либерман. Даже в суровых условиях военного времени лекторы, создавшие множество разнообразных по тематике про­грамм, продолжали выполнять свою основную задачу – открывать людям мир прекрасного.

После войны началось возрождение полнокровной культурной жизни в республике. На эти же годы приходится время становле­ния и расцвета таланта певцов Магафура Хисматуллина, Асмы Шаймуратовой, Петра Кукотова.

Поиск новых эстрадных форм привел к созданию в 50-е годы инструментальных ансамблей, первыми руководителями которых стали Бахти Гайсин и Николай Голов. Многолетнее творческое содружество с Фаридой Кудашевой и Магфирой Галеевой при­несло им большую популярность. Эти ансамбли дали путевку в жизнь певцам И. Смакову, Н. Кадыровой, Ш. Хамадинурову, В. Мурзину. Сегодня дело, начатое музыкантами старшего поколе­ния, успешно продолжают Р. Кудашев, М. Юлдыбаев.

Специфика национальной филармонии заключается в особом отношении к музыкальному искусству народа и, в частности, к фольклору. Выдающиеся исполнители народных песен пользова­лись у публики особым уважением. Среди них Сулейман Абдуллин, Рамазан Янбеков, Мавлетбай Гайнетдинов, а также велико­лепный кураист Ишмулла Дильмухаметов, принесший инстру­менту признание повсюду, кураист Азат Аиткулов, победитель многих конкурсов Вахит Хызыров.

В 1969 г. при филармонии создается хоровая капелла, у истоков её – Тагир Сайфуллин. В репертуаре коллектива жемчужины ми­ровой классики, произведения композиторов Башкортостана. Зна­менательным для филармонии стал 1984-й год. После реконструк­ции здание представляет собой большой современный культурно-концертный комплекс с двумя залами на 700 и 400 мест, с хоро­выми и репетиционными классами. Это событие дало возможность приглашать ведущих солистов страны и гастролеров из-за рубежа.

В 1987 г. в Малом зале филармонии был установлен орган не­мецкой фирмы и, таким образом, была вписана еще одна страница в концертную жизнь республики. Вечера органной музыки поль­зуются у уфимцев особым интересом благодаря приезжим арти­стам и выступлениям пока единственного уфимского органиста В. Муртазина.

Все разнообразней становятся программы эстрадных бригад, каждая из которых обрела свое творческое лицо. Продолжая тра­диции, новое поколение артистов создало фольклорный ансамбль «Ядъкар», в котором работают Г. Хамзин, Т. Узянбаева и др. В репертуаре первого профессионального фольклорного коллектива старинные башкирские обряды, песни и наигрыши. К примеру, И. Газиев создал в 1992 г. новую программу «Голубой купол». Доб­рой традицией стало проведение авторских вечеров ведущих и молодых композиторов, поэтов, мастеров искусств, фестивалей музыки.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий