Государственный художественный музей имени м. В. Нестерова

13.06.2012 | Категории: О республике

Маленький светлый особняк в Уфе на улице Гоголя 27 появился в 1913 году. Уютный, как все постройки модерна, он расположен в глубине двора и камерная красота его не сразу обнаруживается прохожими. Здесь и хранится коллекция Государственного художественного музея имени М. В. Нестерова.

Коллекции подобных музеев всегда уникальны и привлека­тельны не только тем, что большая часть собраний связана с их локальной принадлежностью, но и тем, что экспонаты их не ре­продуцируются большим тиражом, а значит, не «примелькались». Знакомство с ними – всегда открытие для зрителя. Между тем наш музей имеет свою историю, которая сама по себе – страница общей истории культуры Башкирии и России.

«Радуюсь тому, что далёкие мои мечты осуществились: Уфим­ский музей, собранное в нём искусство нашей страны входит в жизнь, в духовный обиход всех тех, кто с ним знакомится…», -писал М. В. Нестеров в 1940 году сотрудникам музея. Он подарил городу, в котором родился и провёл своё детство, коллекцию – 102 картины. Дар состоял из 72 работ русских художников второй половины XIX – начала XX века и трех десятков собственных работ. Сегодня в собрании музея около ста работ Нестерова, а весь фонд музея насчитывает свыше восьми тысяч экспонатов русского, башкирского и западноевропейского искусства.

Музей открыл свои двери для первых посетителей в 1920 году. С тех пор он собирает в свой уютный особняк всех, кто тянется к искусству. Шумно и многолюдно здесь в дни открытий выставок. Необыкновенная атмосфера восцаряется в залах вечерами, когда открывает двери «Музыкальная гостиная» и певческие голоса и звуки скрипки или клавесина сливаются с красками полотен, образуя гармонию цвета и звука.

Но всё же главное здесь – сама коллекция. Ее хронологические рамки охватывают с XI по XX век. Наиболее ранние экспонаты -кресты, образки, панагии, созданные руками русских мастеров литья и чеканки. Музеем собрана прекрасная коллекция древне­русских икон. Основную экспозицию в залах украсили великолеп­ные образцы мастерства иконописцев московской, новгородской школ, иконы северных писем «Богоматерь Одигитрия», подписная икона мастера XVII века Симона Ушакова «Спас Нерукотворный». Одно из центральных мест занимает икона праздничного чина «Благовещение», созданная в середине XVI века новгородским мастером, сияющая позолотой с киноварью. Фонд древнерусской живописи насчитывает около двухсот икон. Время не стёрло красоту мерцающих красок, не уничтожило ауру, исходящую от икон и рождающую в зрителе состояние возвышенного благоговения.

XVIII век в искусстве России отмечен высоким взлетом портретного жанра. В коллекции музея парадный портрет этого столетия представлен работами екатерининского времени – это репрезентативные образы Екатерины II, генерал-аншефа екатерининской армии графа Мусина-Пушкина, невестки Екатерины – Марии Федоровны. Образ красивой, умной, не лишённой кокетства не­знакомки с внимательным взглядом карих глаз предстаёт перед зрителем в камерном «Женском портрете» кисти неизвестного ав­тора XVIII века.

Первая половина XIX века представлена работами ведущих ху­дожников этого времени: В. А. Тропинина, О. А. Кипренского, А. О. Орловского, С. Ф. Щедрина.

Строг по колориту «Портрет Варвары Дмитриевны Воейковой» кисти основоположника московской школы реалистического порт­рета В. А. Тропинина. Мягкая лирика и благородство души чита­ются в облике молодой женщины пушкинской поры. Романтиз­мом, рождённым победами в Отечественной войне 1812 года, овеяна батальная композиция акварельного листа «Всадник-баш­кир» художника А. О. Орловского. За меткость в стрельбе из лука «северными амурами» были прозваны башкирские воины, участ­вовавшие в войне с наполеоновскими войсками. Ореолом героики окружен образ всадника на белом коне.

В экспозициях многих музеев страны можно встретить работы И. К. Айвазовского, наследие которого исчисляется огромной цифрой – около шести тысяч работ. В коллекции уфимского музея -два великолепных больших полотна «Ночь в Венеции» и «Утро в Неаполитанском заливе», в которых иллюзорность воды, световоз-душной среды и тумана даёт возможность почти физически ощу­тить дыхание моря.

Вторая половина XIX века – время расцвета русской реалисти­ческой живописи. В собрании музея – психологический портрет доктора Краузе, написанный Н. Н. Ге, и «Портрет Н. Б. Нордман-Северовой» кисти И. Е. Репина, в котором художнику удалось до­нести до зрителя творческую атмосферу, царящую в комнате, и обаяние личности сидящей за письменным столом спиной к зри­телю женщины – детской писательницы и жены художника. Раз­нообразен по образному строю раздел русского пейзажа: рядом с гражданской лирикой «Деревенского пейзажа» А. К. Саврасова поэтическая элегия работ И. И. Левитана «Лесная сторожка», «К вечеру. Река Истра». В  соседстве с эпическими живописными симфониями о русском лесе, созданным И. И. Шишкиным, лири­ческая грусть пейзажа И. П. Стефановского «После ливня».

Поисками нового художественного языка отмечено искусство России рубежа XIX-XX веков. Многообразие творческих устрем­лений различных группировок, характеризующее русское искус­ство этого периода, достаточно полно представлено в коллекции музея («Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз русских художников»). В экспозиции – артистичный «Портрет балерины Е. Карзинкиной» В. А. Серова, утонченно изящный «Портрет Г. Улинич» П. И. Келина, неспешный славян­ский «Хоровод» Н. К. Рериха, яркий, сочный натюрморт П. П. Кончаловского, «миражная» тихая живопись П. В. Кузнецова, эпа­тирующие публику обнажённые женщины в красных и голубых гольфах Д. Д. Бурлюка – «отца русского футуризма».

С 1915 но 1918 год Бурлюк жил и работал в Башкирии. Отсюда он выехал сначала на Дальний Восток, затем в Японию и Америку. В музее хранятся работы башкирского периода творчества худож­ника. Эта уникальная коллекция из 36 работ неизменно привлекает внимание отечественных и зарубежных специалистов.

Гордость музея – коллекция работ М. В. Нестерова, дореволю­ционного периода творчества. Многие из картин созданы худож­ником в Уфе. Дом Нестеровых находился по улице Центральной, где в 1862 году в купеческой семье и родился Михаил Васильевич. Из этого дома в десятилетнем возрасте отправился он в Москву, где закончил Московское училище живописи и ваяния. Но даже будучи уже признанным художником и навсегда поселившись в Москве, он никогда не изменял своей любви к Уфе. Здесь он пи­шет множество пейзажных работ, огромное полотно «Родина Ак­сакова» – живописный памятник писателю, здесь же рождаются многие программные его произведения, в том числе и «Видение отроку Варфоломею», первый, незаконченный вариант которого хранится в музее.

Немногочисленна, но небезынтересна по составу и зарубежная коллекция музея. В её собрании – живописные полотна западноев­ропейских мастеров XVI – XIX веков. Среди них имена итальян­ских художников Дж. Каналетто, Дж. П. Паннини, французов Н. Ланкре, Ф. Жерара, К-Ж. Берне, голландских мастеров Л. Бакхей-зена, К. П. Берхема. В состав коллекции западноевропейского ис­кусства вошёл также большой раздел графики. Около двухсот гра­фических листов дают представление о развитии этого вида искусства в странах Европы. А. Дюрер, Дж. Б. Пиранези, Ф. Бартолоцци, Д. Робинсон, Р. Стрендж – с этими и многими другими извест­ными мастерами встречается зритель в музее, знакомясь с собра­нием западноевропейской гравюры. Музейные фонды хранят раз­делы русского и зарубежного фарфора, стекла, изделий из металла. Уникальность коллекции и её своеобразие во многом определяет фонд башкирского изобразительного искусства.

В музее собраны работы первых художников Башкортостана К. С. Девлегкильдеева, М. И. Елгаштиной,,А. П. Лежнева, живописца и наставника многих башкирских художников А. Э. Тюлькина.

Золотой фонд искусства республики – произведения А. Ф. Лут-фуллина, Б. Ф. Домашникова. А. Д. Бурзянцева. Прекрасные стра­ницы в историю башкирской культуры вписаны скульпторами 3. Р. Басыровым, Т. И. Нечаевой. Украшение коллекции – натюрморты А. X. Ситдиковой, оптимистичные и насыщенные по колориту и национальному звучанию. Музей активно пополняет коллекцию и работами молодых авторов. Творчество башкирских художников было не раз представлено на международных выставках. Произве­дения многих из них хранятся в крупнейших музеях страны и в зарубежных коллекциях, но всё же самое полное собрание баш­кирского искусства – в Художественном музее имени М. В. Несте­рова.

По И. Оськиной

PS: Специализированный автосервис по ремонту коммерческого транспорта любой сложности http://remkpp.ru/

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий