Народная хореография

14.02.2010 | Категории: Народная хореография

Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом башкирского народа и, подобно сказаниям, являются художественным выражением его характера. В танцах оживает, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски – героические, обрядовые, бытовые – сопровождали наших предков во все времена.

Языком и выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный национальный костюм, чёткую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

Среди башкирских танцев выделяются мужские и женские, сольные и коллективные. Мужские танцы исполняются вольно, свободно, темпераментно. В них чувствуются полёт, устремленность ввысь. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора высоко вскинуты в стороны вверх или вытянуты перед собой. Эти позы могли возникнуть в древности из подражания скачкам, понуканию коня, подергиванию поводьев, размахиванию плетью. Скотоводческий быт, кочевой образ жизни, охота, войны – всё это не могло не отразиться на башкирских танцах. Боевые традиции кочевников, а также борьба башкир против феодального и колониального гнёта закрепили в народных танцах воинственность поз, мужественную осанку, устойчивые жесты, строгую ритмику, энергичные дроби.

Наиболее популярными мужскими танцами в начале XX века были «Перовский», «Охотник», «Тимербай». Все они отражают воинственность, охотничьи навыки башкир. В них встречаются такие движения, как выслеживание добычи, рубка саблей, выстрелы из лука, удары плетью, езда на коне. Возможно, в связи с тем, что башкиры охотились с ловчими птицами – соколами, ястребами, беркутами – в танцах встречаются движения, подражающие полету птиц.

Наиболее типичные черты башкирского мужского характера – воинственность, смелость в сочетании с поэтической мечтательностью нашли отражение в народный плясках. Мужские танцы исполнялись под аккомпанемент курая.

Женские танцы существенно отличались от мужских как по выразительным средствам, так и по манере исполнения. В женских плясках все движения исполняются плавно, спокойно.

Основную смысловую нагрузку в женских танцах несут руки. Различные трудовые процессы отображает такое движение, как щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Элементы женского труда встречаются во всех женских плясках. Башкирские женщины подражают в танцах приготовлению айрана, кумыса, сбиванию масла. Одно движение отделяется от другого круговыми ходами. Изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч, засучивание рукавов. В плясках наблюдается сочетание плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки. Темп башкирских женских плясок умеренный. Женские пляски исполнялись под аккомпанемент кубыза, курая, стук ведра, подноса, под голосовое сопровождение.

В конце XIX в. широкое распространение получили плясовые песни – такмак. Такмаки пела то одна, то другая исполнительница.

По Ф. Гаскарову, Л. Нагаевой, Р. Хайруллину

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий