Современное народное образование

25.05.2010 | Категории: Образование

В настоящее время сис­тема образования Республики Башкортостан включает в себя 5730 разнопрофильных учреждений, где обучаются и воспитываются более 1,1 миллиона детей.

Было непросто сохранить столь масштабную систему образо­вания по причине ограниченных возможностей государственного бюджетного финансирования. Президентом и Правительством республики принимались все возможные меры по стабилизации и укреплению финансового положения системы образования, ее ма­териально-технической оснащенности.

Сейчас республика выделяет на содержание одного учащегося (воспитанника) от 3,3 тысячи (в школах) до 35 тысяч рублей (в детских домах) в год. Общество не может экономить на образова­нии, но образование обязано эффективно использовать свои ре­сурсы, как выделенные государством, так и заработанные образо­вательными учреждениями.

В последнее десятилетие наметились качественные изменения в системе образования. Она освободилась от излишней централи­зации. Закон «Об образовании» гарантировал автономию образо­вательных учреждений, появился негосударственный сектор. Сис­тема образования стала более гибкой и вариативной. Возросли возможности граждан республики в свободном выборе учебных заведений, общеобразовательных и профессиональных программ. Более продуктивный характер приняло сотрудничество высшей и средней школы, педагогическая наука пришла в школу.

В последнее десятилетие XX века в республике, благодаря при­нятию Декларации о государственном суверенитете, активно раз­рабатывалась модель образования, учитывающая специфические условия и потребности жителей нашего многонационального Баш­кортостана. Количество национальных башкирских, русских, та­тарских, марийских, чувашских, удмуртских, мордовских, украин­ских школ увеличилось на 1570. Особое развитие сеть националь­ных школ получила в Абзелиловском, Гафурийском, Миякинском и других районах.

Формируя собственную региональную модель образования, мы находимся в едином российском образовательном пространстве, в котором ныне назревают крупные перемены. Новые ориентиры реформирования образования определяются Стратегией соци­ально-экономического развития России до 2010 года.

Отдельного разговора требует сельская школа. В сельских школах ныне обучаются более 40% учащихся. Сельская школа -это особая забота нашего Президента М. Г. Рахимова и Правитель­ства. Из общего числа построенных в республике школ большая часть – сельские. 90% основных и средних сельских школ распо­ложены в типовых зданиях, имеют газовое и- электрическое ото­пление. Архитектура и дизайн новых сельских школ не уступают городским. Показательны в этом плане районы Белорецкий, Благо-варский, Зианчуринский, Илишевский. Федоровский и другие.

Качество общего образования определяет уровень образован­ности всего населения. Расширение практики вариативного обра­зования и инновационной деятельности ставит задачу измерения и объективной диагностики качества обучения на всех ступенях. Условия для этого создают государственные образовательные стандарты.

Министерство народного образования развернуло работу по организации диагностики уровня обучения: за последние три года ею были охвачены учащиеся общеобразовательных школ 46 рай­онов и всех городов республики по 16 школьным дисциплинам. Назрела необходимость создать многоуровневую, постоянно дей­ствующую систему мониторинга качества образования. К числу наиболее значимых показателей регионального мониторинга каче­ства образования следует отнести и такие показатели, как здоро­вье, умение применять знания в жизненно важных ситуациях, творческие умения.

Важная роль в социальной реабилитации и адаптации воспи­танников принадлежит специальному образованию. В республике сохранена и получила развитие сеть школ-интернатов и детских домов, открылись республиканские и муниципальные образова­тельные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи. Диагностическую, экспертную, консультаци­онную помощь оказывают психолого-медико-педагогические кон­сультации. Появились центры временного пребывания детей, при­юты. В то же время более предпочтительной формой становится патронатное воспитание – передача детей в семьи.

Новые реалии требуют развития сети специализированных школьных образовательных учреждений и специальных коррекци-онных школ, обеспечения общего образования детей с ограничен­ными возможностями здоровья, создания для них условий получе­ния профессионального образования.

В условиях переходного периода произошла оптимизация сети учреждений начального профессионального образования при со­хранении контингента учащихся. Подготовка кадров ведется по 74 профессиям и специальностям. В 14 опорных учреждениях моло­дежь обучается различным видам народных промыслов. Около 80% выпускников направляются на работу в госпредприятия, ме­нее 3% – в частные. Обновляется содержание образования, в учеб­ный процесс внедряются государственные стандарты начального профессионального образования (далее НПО). На девяти экспери­ментальных площадках апробируются новые педагогические тех­нологии. Система выполняет важную функцию социальной за­щиты. Ежегодно в учреждениях НПО получают профессиональное образование более 800 детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей.

Сегодня в наших учреждениях обучают и воспитывают детей и молодежь 66900 педагогических работников, из них 60 тысяч учи­телей.

В 90-е годы возрос образовательный уровень учительства. Если в 1991 г. высшее образование имели 69,8% учителей, то в 2000 г. -73,8%. Среди учителей начальных классов, соответственно, 37,2% и 45,9%, что сегодня уже недостаточно. Из числа работающих педагогических работников государственными и отраслевыми наградами, почетными званиями отмечен труд более 15 тысяч че­ловек, 11,6% учителей имеют высшую категорию, 27,7% – первую категорию. По Г. Мухамедъяновой.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий