Ахияр Хакимов

17.07.2010 | Категории: Башкирская литература

Ахияр Хасанович Хакимов (Ахияр Хаким) родился 23 августа 1929 года в деревне Яны Янбек Белебеевского кантона (ныне Давлекановского района) РБ. Учился в Давлекановском педагогическом училище, Московском государственном уни­верситете имени Ломоносова, окончил аспирантуру Института мировой литературы имени Еорького. Участник Великой Отечест­венной войны. Работал учителем в Узбекистане, был директором школы в Кармаскалинском районе, заместителем главного редак­тора журнала «Агидель». В 1967-1992 гг. – член редколлегии и редактор отдела редакции «Литературной газеты». Кандидат фи­лологических наук.

Заслуженный работник культуры России имени Еорького, Лау­реат Государственной премии России, премии башкирского, ком­сомола имени Г. Саляма, премии имени С. Юлаева (1984).

Новый роман Ахияра Хакима, напечатанный в 1997 году в ро­ман-газете «Аркайым», называется «Караван». Собирательный образ каравана олицетворяет собой не только торгово-экономиче­ские контакты между странами, но и тесные взаимоотношения народов в культурно-духовной сфере. «С той самой поры, когда началась жизнь на земле, – пишет автор, – веками из страны в страну идут караваны знаний, просвещения. Пройдут еще много столетий, все новые и новые поколения сменятся, а караваны все будут идти вперед. Ибо суть человеческого- прогресса, закон жизни состоит в общении между людьми, в контактах между народами … Сколько бы ни старались, остановить караваны невозможно». А караваны оставляют следы, и по ним можно достоверно восстано­вить древнейшие истории тех или иных народов, возродить исто­рическую память. И в своем новом произведении Ахияр Хаким с большой художественной силой показывает, что наши прадеды и в годы завоевательных походов грозного Хромого Тимура не были отсталым народом, а были полноправными и деятельными участ­никами мировой общественной жизни во всех её сферах.

В этом композиционно очень интересно построенном романе, состоящем как бы из двух повестей вперемешку, перед взором чи­тателей проходят два кратковременных периода различных эпох – конец XIV и тридцатые годы XX веков. Пристальное внимание к конкретному краткому отрезку времени и конкретным событиям характерно не только данному, но и другим историческим произ­ведениям писателя. В романах «Звон домры» и «Кожаная шка­тулка» события разворачиваются за краткий период времени в том или другом родовом подразделении племен, но освещаются на об­щем фоне народной жизни и на фоне событий евразийского кон­тинента начала XV века. Так достигается масштабность повество­вания, а образы главных героев на этом фоне раскрываются более полно и ярче. В «Кожаной шкатулке» и в «Звоне домры» автором проводится сквозная идея единства и сплоченности народа как главное условие его прогресса и процветания.

Ахияр Хаким свою литературную деятельность начал с крити­ческих статей и рассказов, затем перешел к повестям. И как раз в этом жанре раскрылся он как писатель. В повестях «Гульбика», «Птицы перелетные», «Байга», «Мост», «Свадьба», «Хромая вол­чица», «Алтынсэс» и других автор обращается к событиям войны 1941-1945 годов и к жизни современного села, поднимает про­блемы морально-этического плана, но главное — выступает как тонкий исследователь психологии и характера людей своего поко­ления. В этом плане большой интерес представляет образ главной героини,Танхылыу в романе «Куштиряк». Мы видим как писатель ненавязчиво вводит своих читателей во внутренний мир красивой и передовой доярки села и мастерски показывает разрушающее влияние действительности на развитие характера Танхылыу, что даже «прозорливый» парторг колхоза ничего не в силах изменить, хотя и первым замечает происходящие в ней изменения.

В девяностых годах Ахияр Хаким создал романы «Млечный путь», «Ураган», «Нет спасения от бури» и повесть «Эшелон», в которых центральное место отведено образам людей с трагической судьбой в условиях общественной жизни с тоталитарным режи­мом. В них проблемы политической, духовной и личностной сво­боды приобретают общечеловеческую значимость.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий