Анатолий Петрович Лежнев

В число основоположников ис­кусства Башкирии входит и Анатолий Петрович Лежнёв, живопи­сец и педагог. Его творческий путь определила встреча с В. И. Су­риковым, который, просмотрев работы юного художника, реко­мендовал продолжать занятия в школе В. И. Мешкова Советы Су­рикова, общение с ним не могли пройти бесследно. Художника захватила история родного края в те высшие подъемы народного духа, которые ознаменованы восстаниями, мятежами, взрывами народного гнева «Мой взор был обращен в глубь веков, где я ис­кал прообразы свершившихся событий», – говорил Лежнев.

Как художник исторической темы Лежнёв не сразу нашёл себя Он был мастером пейзажа, и образы Башкирии – степи и горы, улицы, взбирающиеся на холмы, деревья, цветы – оставались до конца лейтмотивом его творчества.

Хороши, самобытны пейзажи – «Дубки» (1918), «Синие тени» (1921). Небольшие по размеру, они монументальны, насыщены энергией бытия. Художник творит радостно, упоённо, вызывая к новой жизни и молодую зелёную рощу под ветром и солнцем, и синий снег в час перелома зимы на весну. Мастер свободно и уве­ренно кладёт мазки, и сама фактура полотна, упругая, плотная, хранящая движение кисти, передаёт восторг труда.

Сюжеты исторических полотен – «Поимка Салавата» (1930), «Степан Разин на Волге», «Бой Салавата с отрядом Михельсона» (1941) – художник изобразит на фоне пейзажа. Отроги гор, снеж­ные дали – фон драматических событий, о которых художник ве­дёт рассказ.

Он говорит подробно, не упуская деталей батальных сцен, вы­соко поднимая линию горизонта, приближая к первому плану ми­зансцену с развивающимся действием. Обладая своим взглядом на мир, художник сказал своё слово в искусстве Башкирии, и оно не утрачивает значения и в наши дни. (Г Кушнеровская)

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий