Адия Ситдикова

Истинный творец всегда неповторим. Глу­боким проникновением в народную жизнь, самобытным нацио­нальным почерком, яркой декоративностью привлекают холсты народного художника Башкирии, лауреата премии имени Салавата Юлаева Адии Хабибулловны Ситдиковой.

Она принесла в изобразительное искусство республики свой особый мир, который создала, благодаря двум на первый взгляд камерным жанрам – натюрморту и интерьеру сельского башкир­ского дома. Ей не только удалось поднять эти жанры на высокий эстетический уровень, но и сообщить своим произведениям на­стоящее гражданское звучание.

Необычен и заслуживает глубокого уважения путь художницы в большое искусство. Имея за плечами лишь начальную сельскую школу в глухом татарском селе и написав свою первую самостоя­тельную работу в возрасте 46 лет, Ситдикова сумела встать вро­вень с ведущими мастерами кисти Башкирии. И этим она обязана не только своему редкому таланту, тонкому врожденному вкусу, но и волевому характеру, большому трудолюбию.

Главной «академией» для Адии Хабибулловны стала сама жизнь, собственный путь познания законов сложного искусства живописи. Сегодня ее произведения можно увидеть не только во многих музеях нашей страны, но и во Франции, Канаде, США, Японии, Италии, Финляндии и других странах.

В чем же секрет успеха этого автора, долгие годы проработав­шей в художественных мастерских сначала мойщицей стекол, по­том рядовым оформителем? Ведь почти никогда не изображая человека – только предметы, его окружающие, – Ситдиковой уда­ется проникновенно рассказать о его жизни, о красоте, созданной его собственными руками.

Адия Хабибулловна выросла среди тех вещей, которые пишет на своих холстах. В далёком детстве вбирала она в себя эти скром­ные приметы прекрасного, которые были в сельском доме в виде вышитых и вытканных изделий. Ее отзывчивое на красоту сердце ничего не забыло, все сохранило, чтобы потом, через много лет, соединившись с природными чувствами колорита и гармонии, подсказать ей эти незатейливые сюжеты, в которых столько ува­жения и восхищения трудом человека.

Интересно, что ни один из холстов не выполнен с натуры. Темы картин Ситдиковой, как правило, слагаются из увиденного во мно­гих домах. Главная задача автора – одухотворить эти картинки национального быта. Доктор искусствоведения Б. В. Павловский так отозвался о произведениях Ситдиковой: «.. Поэзия во всём, в любой мелочи быта – в золотых сотах мёда, в самотканой ска­терти, каравае хлеба И во всём этом – жизнь человека, его труд».

Своя прелесть у ситдиковских фруктов и ягод. Какое их разно­образие встречаем мы на её холстах’ Когда художницу однажды спросили, почему она для рассказа о празднике выбрала фрукты, она ответила просто: «Такой стол самый красивый».

Каким образом удается автору превращать краски в почти ося­заемые запахи - дышит лесной свежестью земляника в лукошках из бересты, источают сладкий аромат нежные шарики малины, искрится на солнце прозрачный сотовый мед, влекут к себе теплом, аппетитными поджаристыми корочками только что вынутые из печи добрые караваи деревенского хлеба?

На этот вопрос нельзя получить ответа.

Тайна творчества – одно из самых загадочных и прекрасных явлений жизни.

И еще одна характерная деталь натюрмортов Ситдиковой -фрукты, ягоды и другие лакомства располагаются, как правило, на белоснежной скатерти с изящным рисунком. Такая же неброская но изысканная вышивка на оконных занавесках. А вот паласы, вытканные занавески, полотенца и шаршау – всегда ярких сочных расцветок. пурпурных, золотистых. Что это – идиллия? Но только не салонная, не выдуманная. Всё, что мы видим на этих полотнах, -частица повседневной жизни. Но мы привыкли ко всему, что окружает нас в ней, привыкли равнодушно воспринимать ее ма­ленькие праздники, или не, замечать их вовсе. И от этого беднеют наши чувства, теряются необходимые для нас заряды положитель­ных эмоций. Холсты Ситдиковой учат нас быть внимательными к красоте, которая рядом.

Одной из главных в творчестве Ситдиковой становится мысль о нетленности, вечности народного искусства В натюрмортах Ситдиковой по-новому слышишь мелодии разных башкирских народ­ных инструментов. Создавая для них торжественный фон – крас­ный, бордовый, золотистый – и соединяя домбру, балалайку, кураи, кубыз в продуманные композиции, автор пробуждает в нас глубокое уважение к самобытному национальному искусству. В известном холсте художницы с очень емким названием «Память» в центре внимания автора уже другие изделия народного творчества -старинная одежда башкирских женщин с украшениями – шейное -«яга» с бисером и монистами, головной убор «кашмау» с бисером, вышивкой С любовью разложив их на белоснежных салфетках на фоне красного самотканого паласа, художница проникновенно рассказывает о красоте башкирских народных традиций и призывает помнить и беречь их. Ведь прекрасная эта одежда, вы­полненная трудолюбивыми руками народных мастериц – неотъем­лемая часть нашей культуры, её истории Не зная её, не оценив ее по достоинству, нельзя создавать искусство сегодня.

Я давно дружу с А. X. Ситдиковой. с вниманием и радостью слежу за её работой. И как ни стараюсь, не могу разгадать удиви­тельный феномен её творчества. О многом переговорили мы с ней в её уютной, всегда гостеприимной мастерской Кажется, все знаю об этом на редкость обаятельном, умном, тонком и очень друже­любном человеке. Но вот она показывает свой новый холст, и опять застываешь в недоумении и восхищении (А. Валеева)

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий