Мухамед Нуриахметович Арсланов

Народный художник Башкортостана Мухамед Арсланов является одним из основопо­ложников башкирского театрально-декорационного искусства, им оформлено более двухсот спектаклей. Многие его работы хранятся в фондах Государственного Центрального театрального музея имени Бахрушина в Москве и Художественного музея имени Не­стерова в Уфе, в Государственной Третьяковской галерее

Мухамед Нуриахметович Арсланов родился 15 февраля 1910 года в деревне Мамяк Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Кушнаренковский район РБ) Окончил Уфимский техникум искусств В 1931-1934 гг. учился в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде.

В 1934 году молодой художник возвращается в Башкирию, проработав полгода в Башкирском театре драмы в Уфе едет в Бай-мак Вместе с режиссером К. Бакировым он осуществляет постановку спектаклей «Хакмар» С Мифтахова, «Карагол» Д. Юлтыя, «Ала-Тау» А. Тагирова. Кумирами Арсланова были художники Врубель и Сезанн Врубель поражат масштабностью фантазии, Сезанн монументальной формы, и оба художника были волшебни­ками цветам, великими мастерами колорита.

Молодой художник ищет свои пути На сохранившемся эскизе декорации Арсланова к спектаклю «Хакмар» изображён интерьер башкирской избы. Тёплые высветленные красные тона его убранства передают красочное своеобразие деревенского быта. Над низ­кой линией потолка традиционного павильона развёрнут немного­словный живописный задник: затянутое тучами серое небо и ого­лённое дерево, передающее настроение тревожных лет начала кол­лективизации деревни.

С 1938 года по 1980 год Мухамед Арсланов – главный худож­ник Башкирского государственного театра оперы и балета В 1942 году он оформляет пьесу Б. Бикбая «Салават». Преодолевая ре­жиссерское требование натурно правдоподобия оформления, ху­дожник борется за обобщённый художественный образ в декора­ции. В работе над эскизами художник идёт от главной идеи произ­ведения. Декорации, по мнению художника, должны не создавать иллюзию правдоподобности, а выражать всем своим художествен­ным решением идею и дух произведения. Именно эта идея, во­площённая художником в своих работах, позволило декоративное оформление постановок поднять на уровень высокого искусства

Венцом работы над национальным музыкальным спектаклем у Арсланова стали его прославленные декорации к балету Л. Степа­нова «Журавлиная песнь».

Навеянный старинными легендами образ, созданный компози­тором с использованием народных песенных мелодий, вдохновил художника на высокую поэзию декорации. Она пронизывает, как всегда у Арсланова, простые, с детства милые сердцу мотивы при­роды: камышовые заросли, девственный лес, цветущие степи. Уральская природа с её контрастами суровых и нежных форм и красок, выраженными особенностями времен года, с её необычай­ной цветовой насыщенностью получает в этих эскизах полифони­ческое звучание.

Арсланов говорит, что начинает работу над оформлением спек­такля со слушания музыки, первого эмоционального ощущения произведения, эпохи, характера героев, их отношений. Тогда он делает первые наброски будущей декорации. Постепенно вызре­вает зрительный образ спектакля, её детали: нежная белая береза на фоне синеющей гряды холмов или кустик цветущею шипов­ника на фоне тёмной, бархатной зелени пихты.

Гармоническое композиционное и живописное решение оформления спектакля «Биржан и Сара» казахского композитора М. Тулебаева свидетельствует о широте восприятия и оригиналь­ном мышлении художника, о талантливой интерпретации средст­вами изобразительного искусства музыкально-драматической ос­новы произведения, о проникновенном понимании духовной жизни родственного башкирам народа.

В истории театрально-декорационного искусства творчество М. Н. Арсланова – явление выдающееся и неповторимое. Ею дея­тельность способствовало появлению в республике школы теат­рально-декорационного искусства. К каждому спектаклю он под­ходил как мыслитель и поэт, постигший драматизм истории борьбы народа за свободу, полный любви к человеку, к природе. Творчество Мухамеда Арсланова – огромный мир, богатый и сложный. Творение драматурга и композитора, работа режиссёра и актёров органично дополнялись им искусством декорации.

По Г Пикуновой

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий