Тамара Павловна Нечаева

Тамара Нечаева – автор первого монумента, установленного в Башкирии – революционеру Ивану Якутову, автор ряда памятников – Салавату Юлаеву, писателю С. Аксакову, бойцу за Советскую власть на Урале Ш. Худайбердину, Герою Советского Союза Ш. Вахитову. Нечаевой созданы порт­реты современников – поэта М. Карима, композитора 3. Исмагилова, Героя Социалистического Труда Б. Батыровой. Скульптор бережно относится к внутреннему миру человека, стремится выра­зить основную, решающую черту характера, считая себя вправе отступать от буквального сходства во имя более углубленной и правдивой передачи содержания, сути данной личности. С увлече­нием исполняет она и пластические композиции на темы народ­ного быта. Работая в основном в сфере скульптуры, она обрати­лась и к искусству керамики. Её керамические плиты могут стать праздничной солнечной нотой в современном интерьере. Керамика в живой связи с архитектурой открыла перед художником еще не­изведанные возможности, позволяющие ей создавать красочные серии о Башкирии.

Тамара Павловна Нечаева родилась 17 октября 1922 года на станции Народная Воронежской области. Затем жила в Ленин­граде, училась в художественной студии Перед самой войной приехала погостить к дяде, известному уфимскому живописцу А. П Лежневу, да гак и осталась навсегда в Башкирии А П. Лежнев оказал воздействие на формирование ее таланта.

Творчество Т. П. Нечаевой – яркая страница в истории башкир­ского изобразительного искусства. Щедрый дар художника вопло­тился в скульптуре, живописи, монументальном и декоративном искусстве Работы художника повествуют о нашем мире, его не­преходящей красоте и исторических судьбах, об исконных народ­ных обычаях и современных открытиях.

Произведения Т. П. Нечаевой получили широкую известность и признание. Она – неоднократная участница всесоюзных, всерос­сийских и зарубежных выставок. Огромен её вклад в развитие и подъем таких видов башкирского изобразительного искусства, как станковая и монументальная скульптура, фарфор и керамика, где она стала одним из основоположников и ведущих мастеров.

В 1940-е годы Т. Нечаева начинает успешно работать в живо­писи, испытав благотворное влияние А. П. Лежнева Именно с жи­вописи начинается у Нечаевой тема Салавата. проходящая через всё её творчество. Она делает зарисовки башкирских костюмов, предметов быта, оружия и первый эскиз картины «Встреча Пуга­чева с Салаватом». Сама картина написана в 1942 г. Для первого участия на выставке в Москве в 1946 г Нечаева представила живо­писную работу «Доспехи Салавата».

Вдохновенная, эмоциональная натура автора находит воплоще­ние в сочной, красивой живописи. Пишет ли она интерьер ком­наты, доспехи воина, детали народного костюма, быта уральские самоцветы, пейзажи – во всем она находит и передает живописную красоту. Восхищение красотой мира – естественное и постоянное состояние души художника Её работы при всей цветовой насы­щенности очень гармоничны.

Одна из ярких страниц творчества Т Нечаевой первый па­мятник Салавату Юлаеву, открытый на ею родине в 1952 году. В нем воплотился образ мужественного, гордого воина и поэта, чье лицо полно страсти и вдохновения Но скульптор продолжает ра­ботать над образом батыра. Лепит этюды с натуры. Изучает типы лица горных и степных башкир  В 1953 i создает три скульптурных варианта, а ещё через два года Салават был выполнен в фар­форе. В жанре монументальной настенной керамики созданы «Пу­гачев и Салават», «Пугачевцы».

Постепенно сложился свой, очень близкий ей образ, в котором она стремилась подчеркнуть не только мужественный характер воина, но и поэтичность, красоту, благородство. Эти черты народ­ного героя Т. Нечаева воплотила в новой работе – скульптуре Салавата для г. Палдиски в Эстонии, где провел долгие годы ссылки народный батыр. Это одна из самых удачных работ мастера. Как признается сама Тамара Павловна, она была сделана на одном ды­хании. Скульптура потрясает поэтичностью и благородством во­площенного образа. Салават пластически решен монументально и ёмко. Широкие, смелые объемы лица в контрасте с тонкими нерв­ные крыльями носа создают ощущение подлинного величия.

В красивом парке Палдиски на постаменте из красного гранита, спустя 189 лет со для гибели легендарный герой вновь ожил и уст­ремил свой взгляд в даль моря. Позади него – стройные берёзки, в стороне – огромный валун. Это как бы память об Урале – далёкой его родине.

В 1992 году в Художественном музее им. М. В. Нестеров про­шла большая персональная выставка Тамары Павловны на которой было представлено свыше 100 её лучших произведений: живопис­ные полотна, скульптура, керамика, фарфор Эта выставка еще раз продемонстрировала неиссякаемый талант и огромное трудолюбие замечательного художника Т. П. Нечаевой. Одна из последних ра­бот скульптора – памятник народному артисту СССР, корифею башкирского национального театра Арслану Мубарякову, который был установлен в 1997 г на родине артиста в селе Ассы Белорецкого района Башкортостана. (По Г Кушнеровской, А Докучаевой )

PS: Предлагаем ознакомиться с памятниками г.Москвы http://www.msmap.ru/monuments

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий