Валеев Масалим Мушарапович

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

В развитии башкирской музыкальной культуры видную роль сыграла многосторонняя деятельность известного композитора Валеева Маса-лима Мушараповича. С годами яснее и значительнее представля­ется его самобытный музыкальный талант, а его лучшие песни и романсы сохраняют первозданную свежесть и обаяние.

Во многих областях башкирской профессиональной музыки Масалим Валеев был первооткрывателем, с его именем связано становление башкирской песни и романса, музыки в национальном драматическом театре, а также создание башкирской оперы.

Свое музыкальное дарование он унаследовал от отца талантли­вого музыканта-самоучки. Отец Масалима Валеева был незауряд­ной личностью, обладал самобытным, сильным характером и оказал огромное влияние на музыкальное формирование будущего башкирского композитора. В доме постоянно звучала музыка -татарские, башкирские песни, мелодии модных песен, романсов. Частенько отец брал его с собою на различные празднества и ве­чера, где играл в небольшом инструментальном ансамбле.

Отец рано стал давать ему в руки скрипку, учить нотам, мечтал дать сыну настоящее музыкальное образование. Восьми лет Маса­лим стал учиться у известного в Оренбурге скрипача и дирижера В. А. Владимирова. С четырнадцати лет он становится помощни­ком отца, вместе с ним играет в кино, ресторанах. В 1906 году Ма­салим поступает в оркестр Оренбургского драматического театра скрипачом.

Работая много и напряженно, М. Валеев продолжает учиться. В 1926 году он как вольнослушатель посещает теоретические заня­тия Оренбургского музыкального техникума. К этому времени относятся н начало творческой деятельности Масалима Валеева. Для учащихся, с которыми он занимался хоровым пением, Маса­лим Валеев написал песни «Ак кайын» («Белая береза») и «Матур ялан» («Красивая долина»).

Эти первые песни положили начало известности Валеева как композитора не только в Оренбурге, но также в Казани и Уфе. И в дальнейшем большинство своих сочинений композитор создавал исходя из требований музыкальной практики, в общении с участ­никами художественной самодеятельности, учащимися музыкаль­ных школ и училищ, актерами драматических и оперных театров. Кроме того, и это, пожалуй, главное: в первых его песнях уже сформировались светлые лирические интонации, ставшие впо­следствии основой творческого почерка композитора.

В 1928 году Масалим Валеев работает дирижером музыкаль­ного отдела Оренбургского радио. Он составляет концерты, про­граммы радиопередач, дирижирует оркестром, выступает перед микрофоном как скрипач.

В 1929 году он вместе со своею семьей переезжает в Казань и поступает в качестве скрипача в оркестр Татарского академиче­ского театра драмы.

Масалим Валеев не долго жил в Казани. В 1932 году, летом, он увидел спектакли Башкирского драматического театра, щедро на­поенные башкирской народной песенностью. Красота народных мелодий покорила его. Он переезжает в Уфу. Его назначают заве­дующим музыкальной частью Башкирского тетра драмы. На этом посту композитор был до последних дней своей жизни. Уфа стала для композитора родным городом, родным настолько, что он сам не раз в задушевные минуты говорил: «Удивительное дело! Вырос я в Оренбурге, там прошла моя юность, близка мне и Казань, но нет родней Уфы. У меня такое чувство, что все это мое, родное, как будто я сам все строил, налаживал, растил, будто все музы­канты, артисты – это одна моя большая семья».

Масалим Мушарагювич сразу проявил себя энергичным музы­кальным руководителем в Башкирском Академическом театре драмы. Он пишет музыку к спектаклям «Башкирская свадьба» М. Бурангулова, «Хакмар» С. Мифтахова, «Карлугас» Баязита Бикбая, «Черноликие» М. Гафури, разучивает с артистами музыкальные номера, организует инструментальный ансамбль.

Одной из творческих удач этого периода явилась музыка к драме «Черноликие» М. Гафури. Трагическая повесть о девушке, замученной национальными суевериями и предрассудками, глубоко взволновала композитора и вызвала целый ряд выразитель­ных, драматических эпизодов в том числе и песни Галимы (ге­роини драмы). Песня Галимы быстро приобрела широкую извест­ность и прочно вошла в концертный репертуар певцов-профессио­налов и любителей. Композитор ввел также в массовые сцены много песен, плясок, положив в их основу народные башкирские и татарские мелодии.

Постоянные поиски композитора получают отражение в му­зыке к спектаклю «Салават Юлаев» Б. Бикбая. Необыкновенно удачно выбрана чудесная, задумчивая мелодия протяжной лириче­ской песни «Агым хыу» для передачи внутреннего состояния неж­ной подруги Салавата – Амины. Очень динамично звучит музыка, сопровождающая картину боя у реки Ай. В основу ее положена энергичная мелодия башкирской народной песни о Салавате, кото­рую композитор очень органично соединил с фанфарной темой военного сигнала.

Мечта создать оперу на сюжет драмы «Хакмар» Сагита Мифта­хова возникла у него еще лет пять назад. Он поделился своим за­мыслом с прославленным башкирским певцом и композитором Газизом Альмухаметовым, соавтором опер «Сания» и «Эшче». Тот горячо поддержал его стремление, так как считал музыку Валеева к драме «Хакмар» очень удачной и был уверен, что на ее основе можно создать оперу.

Третьего февраля 1940 года состоялась премьера оперы «Хак­мар». Она была очень тепло принята зрителями, увидевшими в ней первую ласточку башкирского национального оперного искусства. Примечательно, что эта первая башкирская национальная опера была написана на очень актуальный тогда сюжет о становлении колхозного строя в башкирской деревне. Драма Сагита Мифтахова дала замечательный материал и либреттисту и композитору, так как в ней обрисованы яркие, живые люди. Сильной стороной оперы был яркий, народный по своей основе мелодизм. Особенно красива и выразительна музыкальная характеристика обаятельной башкирской девушки Айхылу. Полна лиризма, широты лирическая ария Юлая, запоминалась очень искренняя и правдивая ария отца Айхылу-Серлебая. Точно написан музыкальный портрет подку­лачника, сплетника Шахри. Но были в опере и промахи. Недоста­точно развитой была партия симфонического оркестра, не было настоящего симфонического развития основного тематического материала, музыка имела во многих местах иллюстративный ха­рактер.

В послевоенные годы композитора пишет хоровые и оркестро­вые произведения, создает монументальный торжественный хор в сопровождении симфонического оркестра, посвященный двадца­типятилетию Башкирии, симфоническую сюиту, увертюру и кра­сивую, поэтичную «Легенду» для симфонического оркестра. По­явление этих произведений было большим событием, так как это были первые опыты создания симфонической музыки на нацио­нальной башкирской основе.

Наиболее полно творческая индивидуальность Масалима Ва­леева проявилась в вокальной музыке, созданной им в пятидесятые годы. В этот период были написаны такие замечательные образцы его лирики как песни-романсы «Вернись, когда цветет черемуха», «Не гнись, рябина», чудесный, полный свежести дуэт «Подсол­нух» на стихи С. Кудаша, изящная, игривая песня «Белые цветы» на слова М. Гали.

Масалим Валеев создал музыку к спектаклям «Глубокое дыха­ние» И. Абдуллина, «На берегу Белой» Р. Нигмати, «Свадьба про­должается» М. Карима, «Моя песня» Н. Наджми, «Песня о жизни» М. Амири, «Тальян гармонь» Г. Ахметшина. Музыкальной оказа­лась пьеса «Тальян гармонь». Масалим Мушарапович с увлече­нием писал музыку к этому молодому, жизнерадостному по тону спектаклю. Ему очень нравилось, что драматург ввел в пьесу му­зыкальный мотив, близкими были и действующие лица.

Трудно найти песню, которая могла бы соперничать с популяр­ностью валеевской «Хороша Уфа-столица». В середине 50-х годов ее пела вся Башкирия от мала до велика. Особенно полюбилась она молодежи, что очень радовало композитора.

Масалим Мушарапович Валеев оставил после себя значитель­ное и богатое наследие. Нет ни одного вида башкирской музыки, в котором композитор не попробовал бы свои силы. Обработки башкирских народных песен, музыка к драматическим спектаклям, массовые, сольные и хоровые песни, лирические песни, романсы, баллада, инструментальные и оркестровые миниатюры, две сим­фонические сюиты, струнный квартет, оперы – все это вошло в фонд башкирской музыкальной культуры. (По Л Атановой.)

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий