Мустай Карим

16.07.2010 | Категории: Башкирская литература

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

«Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ», -пишет известный дагестанский поэт Кайсын Кулиев. Наверное, это самая высокая оценка творчества поэта – выразить думы, чаяния и самых дух народа может только большой художник.

Мустай Карим родился в 1919 году в ауле Кляш, на берегах прекрасной реки Демы.

В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным чело­веком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. А до того никто в большой семье не умел даже подписаться, как, впрочем, почти в любой другой крестьянской башкирской семье. «Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу, – рассказывает писатель. – Эта тамга была у нас вроде родо­вого герба. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных на­делов, и на сбруе, и на крупе коня, даже на топорище».

Когда началась война, Мустай Карим только что окончил лите­ратурный факультет педагогического института. Он сразу ушел на фронт. В армии был начальником связи и начальником штаба ар­тиллерийского дивизиона. Противотанковый артдивизион дейст­вовал на самых ответственных передовых рубежах, все время вел жесточайшие сражения. Но и тогда, в боевой обстановке, и позже, лежа с тяжелой раной в госпитале Карим писал стихи. После гос­питаля он стал корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последнего дня войны.

Писать и печататься Мустай Карим начал еще до войны. Но на­стоящая известность пришла к нему с военными стихами. Поэты-фронтовики! Как много говорят эти два слова! Люди, сражавшиеся за Родину, за спасение всего человечества – и боевым оружием, и поэтическим словом. Люди, знавшие самый тяжкий и опасный труд войны и создавшие такую высокую, такую блистательную и, как хлеб, нужную поэзию!.. Стихи военных лет, запечатлевшие советского человека на войне, стали славой и непреходящей гордостью нашей литературы. В этой поэтической сокровищнице есть немалый вклад Мустая Карима.

За годы, прошедшие после войны, Мустай Карим много путе­шествовал и писал. Но по-прежнему чаще всего он обращается в своих стихах к отчему краю, к его людям. Когда художник или писатель особенно ярко и зримо рисует какую-либо область земли, он как бы дарит ее нам. Земля эта становится для нас родной. Мус­тай Карим дарит нам Башкирию. Ее щедрые пашни и заливные луга, её горы, реки, озёра – живут в его стихах многоцветно и свежо.

Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду.

Говорят цветы мне: «Здравствуй,здравствуй!», Легкие головки наклоняя… Нет цветов таких на всей планете — Я прошел по ней, я это знаю!

Поэзия Мустая Карима задушевна и лирична. Но, как и в годы войны, она всегда на переднем крае, так как говорит о самом важ­ном: о нравственном облике нашего современника, о его духовной жизни, о высоте помыслов, о доброте, о том, что делает человек для других, для своего народа. В поэтических размышлениях Ка­рима отчетливо звучит чувство ответственности. В одном из своих стихотворений он прямо спрашивает себя: что ты дал времени сво­ему? Ответ на этот вопрос для него – важное мерило жизни и творчества.

Поэт любит людей. Борется за лучшее в них. И верит им. Про­ходя тот путь, что «зовется жизнью», он проверяет себя, глядя в глаза людей.

Я путь определяю не по звездам,
А – как по звездам – по глазам людей,
По радостным, печальным и серьезным…
Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,
Чтоб в песне не солгать, не ошибиться.

Поэт всегда стремится к простоте и естественности. Нет гром­ких слов и в стихотворении «Белое и чёрное», но сколько смысла поэт вложил в эти строчки!

Цвет горя черен, черен, как земля,
Приходит, наши волосы беля.

Земля, она сама черным-черна,
Но белизну цветов поит она.

Коль одного тебя гнетет беда,
Не говори, что вся земля седа.  (Перевод И Снеговой)

Просто говорить о самых важных для человека вопросах, несо­мненно, может только человек, который сам ни раз задумывался, искал ответы на них. Как должен жить человек? Ответ мы находим в стихотворении «Так начинается жизнь»:

Полз мальчик на четвереньках,
Он был еще очень мал.
С последней он сползступеньки,
Коснулся земли и… встал.

Как будто знал, что от века
Есть на земле закон:
Родившийся человеком
Не ползать по ней рожден!

На ноги став однажды,
Не упади, держись!…
Так начинает каждый
Трудное дело – жизнь (Перевод И Снеговой)

Каждый художник слова определяет цель своего творчества. О сути и характере своей работы поэт говорит в стихотворении «Разговор со своей песней».

Коль каждый день моя строка
Даст людям каплю света,
Я заслужу наверняка
Быть в полный голос спетой

(Перевод Е Николаевской)

Многогранно творчество Мустая Карима Весёлая комедия «Похищение девушки» написана им в 1957 году. Ота жизнерадо­стная комедия ситуаций, полная народного юмора Но всё же ближе Мустаю Кариму жанр трагедии. И романтическая драма «Страна Айгуль» (1967) и трагедии «В ночь лунного затмения» (1963), «Салават» (J971), «Не бросай огонь, Прометей» посвящены одной теме – поискам человека самого себя. В прологе к драме «Страна Айгуль» автор устами «постороннего человека» сам опре­деляет основную мысль произведения. «Люди всегда в дороге. Они ищут счастье, удачу в мире, где не щадят их печали и сама смерть. Но пуще всего люди ищут самих себя…» А вот что сказал Мусгай Карим об объединяющей идее своих трагедий- «Во всех трёх пьесах я пытался воплотить одну идею раскрепощение чело­века, его духовное освобождение. В каждой из трагедий эта идея раскрывалась через характер героя по-разному- в пьесе «В ночь лунного затмения» – в плане личном, в «Салавате» – в националь­ном, в «Прометее» – в обшечеловеческом». (По Н Ильиной)

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий