Яныбай Хамматов

17.07.2010 | Категории: Башкирская литература

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Имя крупнейшего башкирского писателя Яныбая Хамматова – автора семнадцати романов – широко из­вестно и в Башкортостане, и далеко за его пределами.

Яныбай Хамматович Хамматов родился в 1925 году в деревне Исмакай Белорецкого района. С малых лет остался сиротой. С че­тырнадцати лет стал работать на золотых приисках.

Первая книга Я. Хамматова увидела свет в шестидесятые годы, но творческие поиски будущего писателя восходят к трудным во­енным и послевоенным годам. Только в середине пятидесятых го­дов Я. Хамматов решается серьезно взяться за роман о золотоиска­телях. Своеобразный труд и быт старателей, богатый самобытный фольклор, бытующий среди них, дают богатый материал молодому писателю. Но он сознает, что для создания художественного про­изведения этого недостаточно. И Я. Хамматов изучает историю золотоискательского дела в Башкирии.

Раздумьям о процессах, происходящих в деревне, посвящен роман «Как зажигаются звезды». Роман насыщен значительной социально — нравственной проблематикой. Показывая личную жизнь своих героев, автор говорит о том, что большие чувства – достояние людей нравственно чистых и дельных (семья Абдельхакова, Карима и Назиры). У людей же пустых и тщеславных эгои­стические наклонности легко уживаются с моральной нечисто­плотностью, с низменностью чувств и поступков (взаимоотноше­ния Габитова и Сарии, Абдуллы и Назиры). Наиболее интересно и убедительно решена жизненная драма Минликамал и Шафика. Запоминаются образы матери Карима, Татлыбики, Минликамал.

Наиболее удачна первая часть романа, рисующая среду, в кото­рой вырос и воспитался Карим. Здесь больше живописных сцен и эпизодов. Сама тональность повествования – замедленно спокой­ная, неторопливая – передает размеренное течение сельской жизни. Пословицы и поговорки, народные песни, мелодии курая вплетаются в сюжетное действие, придавая страницам романа на­циональный колорит. Отмечает писатель и отсталые представле­ния крестьян, связанные с исконным укладом национального быта башкир: отрицательное отношение к разведению свиней, к овоще­водству.

Нельзя не обратить внимания и на некоторую схематичность композиции, на попытку превратить готовые положения в художе­ственную проблему. Автор, достигший известного успеха в об­ласти историко-революционной прозы, изображает современность по инерции своих прошлых творческих исканий.

В произведении Я. Хамматова «День рождения» военно-пат­риотическая тема развивается в новой для башкирской романи­стики форме историко-биографического романа. В нем воспроиз­ведена яркая биография Миннигали Губайдуллина, совершившего легендарный подвиг в день своего рождения. Автор использует это совпадение в том смысле, что в день своей смерти Миннигали Губайдуллин как бы родился заново как героическая личность, как Герой Советского Союза.

Роману присущ аналитический прием. Но автор порой строит свое повествование на героике с романтическим пафосом, на свое­образной патетике. Жизнь героя рано обрывается. Но торжествует дух оптимизма и возвышенной романтики. Именно это приводит к жизни героико-романтический стиль. Тут героика выступает как высшая точка человеческой морали. Так автор создает социально-психологический портрет своих главных героев.

Но основной книгой Я. Хамматова, конечно, является пенталогия «Золото собирается крупицами», «Акман-токман», «Грозовое лето», «Юргашты» и «Руда». Именно в этом многолетнем труде Я. Хамматова ярко проявился его большой талант.

В этих романах Я. Хамматов наряду с тяжелой и безрадостной жизнью деревни ярко изображает быт старателей и рабочих. Здесь жизнь еще сложнее. Это обстоятельство придает сюжету произве­дения большой драматизм, углубляет конфликт, делает компози­цию более гибкой и стремительной. А это в свою очередь создает возможность проникнуть в самые глубинные пласты народной жизни

Герои произведений люди трудной судьбы, но активные, ищу­щие, думающие личности. Эти черты характера приводят боль­шинство из них на путь борьбы за справедливость Система обра­зов романа, как и его сюжет и композиция, сложна и богата. В произведении действуют свыше шестидесяти персонажей. У каж­дого из них есть своя неповторимая судьба, свое лицо.

Каждый образ выступает средоточием определенной социаль­ной группы. Эволюция каждого героя обладает своей художест­венной логикой. Даже Кулсубай с Нигматуллой, бывшие хищники-воры, имеют собственный жизненный путь, свои цели. Конечно же, они оба мечтают только об обогащении. И вообще, самая большая мечта всех персонажей, так или иначе связанных с золо-том,-это обогащение. Вот что говорит об этом Нигматулла Кулсубаю: «Видел золотоискателей… За крупицу золота готовы пере­грызть друг другу горло. В наше время или выиграешь ты, или обыграют тебя».

Бай Хажисултан давно усвоил эту волчью философию. Он раз­богател именно таким путем. Автор подробно описывает историю его обогащения. Богач до сих пор дрожит за свои дела двадцати­летней данности. Этот человек нажил состояние, убив кассира прииска на дороге, он посягнул на счастье, совесть и жизнь многих людей. Источник приобретения им богатства неизвестна даже его байбисэ – старшей жене.

«Акман-токман» – сильный, но последний буран долгой, хо­лодной зимы. В этот период происходит схватка зимы с весной, после чего наступают тёплые дни, тает снег, приходит весна. Ав­тор использовал это название в качестве образной символики ху­дожественного произведения. Яростная весенняя вьюга является поэтической параллелью крупных социальных схваток, разбуше­вавшихся на приисках. Роман значителен тем, что создает убеди­тельную картину, как в Башкирии в исключительно тяжелых усло­виях проходила революция и гражданская война, каким драмати­чески напряженным испытаниям подвергалась судьба народа.

Роман «Грозовое лето» – не только сюжетное продолжение ро­мана «Золото собирается крупицами» и «Акман-токман». Это во всех отношениях самостоятельное произведение. Роман «Золото собирается крупицами» явился новым словом в истории нашей прозы – показал рождение и начало формирования башкирского рабочего класса, а произведение «Акман-гокман» дает широкую картину роста этого класса, становления его как самостоятельной силы.

В четвертой книге («Юргашты») изображается восстановитель­ный период. Из руин поднимается промышленность республики, рождаются новые люди. Пятая книга («Жёлтый камень») посвя­щена показу созидательных дел и помыслов современного рабо­чего класса. Среди гор, на прежнем месте жалких рабочих, бараков бая Галиахмета и Накышева, появляется современный промыш­ленный город с дворцами культуры, парками и цветущими садами. Так автор завершает свое огромное полотно, освещающее форми­рование башкирского пролетариата.

Хочется отметить еще одну черту прозы Я. Хаммагова. Это ее связь с народным творчеством. Народный, сочный, образный язык произведений писателя идет именно от фольклора. От фольклора идут и своеобразие и содержание многих эпизодов, даже образов.

По А. Вахитову

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий